Русский язык
-
Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в конце и середине слова 2010
Цель урока: развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова; закреплять умения выделять корень в словах и находить однокоренные слова; закрепить умения грамотного написания слов с парными согласными в середине и на конце слова; закреплять умения работать самостоятельно и в парах, используя приобретённые на уроке знания.
-
Урок русского языка в 7-м классе. Повторение и обобщение изученного материала по теме "Причастие" 2010
Урок повторения построен на концентрической основе с применением разных форм работы: как самостоятельной (индивидуальной), так и групповой, и коллективной. В ходе урока учитель опирается на обобщение и систематизацию знаний учащихся о причастии как части речи (с использованием фрагментов из произведений М.Горького).
-
Урок-кроссворд с элементами исследовательской работы: "Имя существительное: три склонения, род, падеж, число" 2010
Урок-кроссворд рекомендуется проводить в классах, обучающихся по учебнику«Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской.
-
Внеклассное мероприятие: "Осенняя пора" 2010
Статья представляет собой разработку внеклассного мероприятия в 5–7-x классах. Данный праздник знакомит с изменениями в природе и приметами осени. Мероприятие способствует сплочению классного коллектива.
-
Интегрированные уроки по русскому языку (русский язык + литература) 2010
Интегрированный урок по программе М.М. Разумовской, 6-й класс. Форма урока – заседание лингвистической лаборатории, и методы – практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения) и частично-поисковые. Форма обучения – коллективная и индивидуальная.
-
Интегрированный урок (русского языка и литературы) в 11-м классе на тему "Уметь следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная" (А.С. Пушкин) 2010
Кроме уроков русского языка и литературы, у учителя есть уникальная возможность развивать логическое мышление учащихся, их речь, умение высказывать собственное мнение. Возможность эта представляется в виде уроков словесности. Именно эти уроки помогают в полной мере выявить тот творческий потенциал, который так часто остаётся незамеченным в том или ином ребёнке.
-
Сочинение-описание скульптурных памятников, связанных с родным краем 2010
Урок развития речи посвящен «Памятнику погибшим воинам-землякам в годы Великой Отечественной войны» г. Куровское. При подготовке к уроку проведена большая краеведческая работа: посещены школьный и городской музеи, организованы встречи с ветеранами войны и участниками трудового фронта.
-
Мастер-класс "В мире фразеологизмов" (изучение фразеологии на уроках русского языка в 6–8-х классах) 2010
В материале представлена система работы при изучении и повторении раздела "Фразеология" средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся. Названы причины, которые, по мнению учителя, мешают успешному усвоению темы. Предложен опыт работы по организации изучения и повторения темы "Фразеология" в 6–8-х классах. Представлена система упражнений для организации практических занятий во время урока и внеурочной деятельности.
-
"Открывая Гоголя…" Урок-практикум. Готовимся к ЕГЭ (Синтаксис. Пунктуация. Анализ текста) 2010
Данный урок является иллюстрацией обобщения знаний учащихся по разделу «Синтаксис».Определена одна лексическая тема, осуществляется межпредметная связь с русской литературой, что позволяет углубить знания обучающихся по творчеству Н.В. Гоголя, активизировать познавательную деятельность учащихся.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Стилистическая роль определений. Эпитет" 2010
Урок, основанный на материале художественной литературы (прозы и лирики И.А. Бунина), позволяет эмоционально и эстетически развивать ребенка, воспитывать в нем чувство прекрасного. На уроке активно используются важнейшие методы личностно-ориентированного обучения: проблемный, исследовательский, экспериментальный, игровой, творческий.
-
Урок по развитию речи в 6-м классе: "Сочинение-описание по личным впечатлениям" 2010
Обучение сочинению на основе личных впечатлений является неотъемлемой частью работы по повышению уровня речевой культуры учащихся. Ребята учатся вдумываться в тему, осмысливать ее, правильно выражать свои мысли, использовать в своей речи образные средства языка. Художественные произведения, используемые на уроке, помогут учащимся понять, что необходимо пристально вглядываться в окружающий мир.
-
План-конспект урока "Морфология и культура речи" 2010
Урок должен помочь привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка (нормы словообразования и словоизменения). Упражнения со словами различных частей речи помогут разграничить функциональные омонимы, что важно для применения правил орфографии и морфологии.
-
"Что такое текст. Признаки текста. Тема и идея. Типы текста" 2010
Распределение заданий в дидактических материалах осуществляется по уровням. Особенностью дидактических материалов является наличие заданий диагностического блока, которые содержат "ловушки", решение подобных заданий требует от учащегося глубокого осознания способа действия.
-
Тема урока "Учимся узнавать, находить, употреблять причастия в речи" 2010
Пристальное внимание на первом уроке по теме "Причастие" уделяется формированию умения находить причастия, опознавать их по специальным суффиксам. Работа с учебной статьей, посвященной причастию и его признакам, выстроена в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
-
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Мягкий знак на конце и в середине числительных" 2010
В статье представлен опыт проведения необычного урока русского языка для учащихся кадетских классов. Практическая часть урока подчинена военной тематике, а именно: истории создания автомата Калашникова, описанию его технических характеристик. На данном уроке ребята учились записывать имена числительные, в конце и в середине которых встречается мягкий знак.
-
Сетевое взаимодействие школ при организации проектной деятельности 2010
В статье рассмотрены вопросы проведения проекта "Районы-юбиляры". В результате реализации проекта обучающиеся получат возможность расширить знания о вехах развития районов, о людях, прославивших район и повысить свою компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий.
-
Система упражнений по культуре речи в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (10–11-е классы) 2010
Работа по культуре речи в старших классах выстраивается через систему упражнений, позволяющих ученику увидеть литературные нормы в действии и практически их освоить. Упражнения предлагаются в традиционной форме, в виде тестов в формате ЕГЭ, выполненных в разных программах (презентация, Excel). Данные упражнения включаются в урок для повторения и обобщения знаний при подготовке к ЕГЭ.
-
Обобщающий урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении" (9-й класс) 2010
Данный урок – заключительный в системе уроков по изучению видов придаточных в составе сложноподчиненного предложения в 9-м классе. Он строится с использованием компьютерной презентации. Задача – обобщить и систематизировать знания учащихся, закрепить материал по изученной теме, выявить пробелы.
-
Урок в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными" 2010
Урок изучения нового материала. Цель – познакомить с основными способами связи в СПП с несколькими придаточными. На уроке применяются разные виды работы: в паре, группе, индивидуально. Используется компьютерная презентация, тестирование.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Функциональные стили языка и их особенности" 2010
Урок посвящен повторению и закреплению знаний о стилях языка и их особенностях. Групповая форма работы, компьютерная презентация, использование краеведческого материала делают урок насыщенным, интересным, полезным.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Дефис между частями слова в наречиях" 2010
Цели урока: формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях; повторить написание прилагательных и местоимений с дефисом; повторить синтаксический разбор предложений.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы" 2010
На уроке данная тема изучается при помощи множества разносторонних заданий и игр, что помогает детям лучше освоить материал. На занятии для наглядности используется компьютерная презентация.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Объединители и связыватели (союз как служебная часть речи)" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с функциями союзов, их видами и роли в предложениях. Полученные знания закрепляются на практике.
-
Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика" 2010
Данный урок рассчитан на 2 часа и является заключительным в системе уроков по изучению лексики. Класс предварительно был разделен на 4 группы. Каждой группе было дано домашнее задание творческого характера: составить проект о слове (мир, добро, море, снег). Проекты представлены в виде презентаций. В конце урока каждая группа защищает свой проект.
-
Урок-зачет по теме "Имя числительное" (урок-экскурсия, 6-й класс) 2010
Повышая эффективность обучения для обобщения и систематизации изученного, провожу уроки-зачеты в форме дидактической игры. Органическое соединение в игре мышления, речи, воображения повышает концентрацию внимания учеников на уроке, посвященном такой «сухой» части речи, какой принято считать имя числительное.
-
Вопросы изучения антропонимики на уроках русского языка 2010
Разговор об имени собственном можно вести с ребятами чуть ли не на каждом уроке как русского языка, так и литературы. Работа предполагает познакомить учеников с антропонимической системой русского языка.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему "Загадки числа имени существительного" 2010
Урок решения грамматических задач с элементами игры. Данный урок посвящен изучению имен существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе. Основным видом работы на уроке является исследование: анализ текстов заданий учащимися, систематизация полученной информации и самостоятельный логически выстроенный вывод по теме урока.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Типы речи. Описание" 2010
Урок русского языка в 10-м классе. Урок ставит задачи формировать и совершенствовать у учащихся умения отличать описание от других типов речи, определять композиционные части текста-описания, составлять собственные тексты описательного типа.
-
КВН "Слова бывают разные" 2010
Данное мероприятие проводится в виде интеллектуальной игры с использованием ИКТ-технологий (мультимедийной презентации Мicrosoft PowerPoint 2007 г.). Целесообразно проводить занятие в качестве обобщения и систематизации знаний по темам «Орфография, морфология, фонетика, орфоэпия, лексика» . Игра адаптирована для обучающихся НПО.
-
Разработка урока по русскому языку в системе подготовки к ЕГЭ "Пунктуация простого осложненного предложения" 2010
Стремительно расширяющееся пространство ИКТ в структуре современного урока настоятельно требует от учителя не только технической компетентности, но и нового подхода к содержанию и форме предъявляемого материала. Урок может быть с успехом использован и в классах гуманитарного профиля и в классах с базовым уровнем обучения.