Обобщение изученного по теме "Прямая речь. Диалог" (урок в 5-м классе)

Разделы: Русский язык


Цели урока: закрепить сведения о предложениях с прямой речью, диалоге, их строении и пунктуационном оформлении, вырабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалога.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

1) Терминологический диктант.

Задания учащимся: по лексическому значению определить слово, записать его в именительном падеже.

  1. Основная единица синтаксиса, которая характеризуется смысловой интонационной законченностью.(предложение)
  2. Сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически.(словосочетание)
  3. Слова, указывающие на автора высказывания. (слова автора)
  4. Разговор двух или более лиц, слова которых передаются без изменения. (диалог, полилог)
  5.  Вопросы, ответы, замечания одного собеседника в ответ на слова другого. (реплика)
  6. Чьи-либо слова, переданные без изменения. (прямая речь)

2) Монологический ответ учащегося по теме: «Прямая речь. Диалог» (рассказывает о строении и пунктуационном оформлении диалога и прямой речи, даёт определение, приводит примеры).

Класс  дополняет ответы учащегося.

Задание и проверка осуществляется с использованием интерактивной доски.

III. Самостоятельная работа

Запись предложений под  диктовку.

Задание: расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

  1. М.Костина восклицала в своём стихотворении: «О, Тихий Дон, как я люблю тебя!»
  2. «Май холодный – год хлебородный», – ожидая весну, говорили на Дону.
  3. Г.Моисеев восхищался мужеством казачества: «Верно стояли казаки на страже России, строго держались заветов старины».

Вопрос учащимся:
– Что объединяет эти предложения по тематике и структуре? (Возможный ответ:  Построены в форме предложения с прямой речью. Тема: о Доне, о любви к краю, о приметах казаков,  их мужестве.)

IV. Прослушивание донской казачьей сказки «Глупец и жеребец»

Жил жилец, под кустиком дворец, у него было пять овец и шестой жеребец, бабушка да дедушка, паренек да девушка. Приходит волк:
– Жилец, у тебя под кустиком дворец, пять овец. Отдай одну овцу. Не отдашь – всех съем.
Глупый жилец отдал овцу. Так волк всех овечек поел. Приходит в шестой раз:
– Жилец, у тебя было пять овец, шестой жеребец. Не отдашь – всех вас съем.
Отдал глупый жилец жеребца. Волк  спрашивает:
– Тебя с хвоста али с головы есть?
– С хвоста!
Забежал волк сзади, а жеребец как вдарит коваными копытами волка– из него и дух вон. Вернулся жеребец  домой– они и сейчас все живут, хлеб– соль жуют. Я у них бывал, всех живыми видал.
Этой сказке конец, кому мёду корец, кому щей горшок, а кому денег мешок.

Вопросы учащимся:

  1. Как раскрываются в этой сказке характеры действующих лиц?
  2. Чему учит эта сказка?
  3. Почему конь, а не  иное животное выступает в сказке в качестве положительного героя?
  4. Сколько героев действует в сказке?
  5. Как оформляются слова героев в сказке? Что используется для передачи слов героев?
  6.  Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

V. Составление мини-диалогов (письменно):

Первый ряд – Обычаи и обряды казаков.
Второй ряд – Новочеркасск– столица казачьего Дона.
Третий ряд – Любимые занятия казаков.

Выборочная проверка работ.

VI. Итог урока

– Что повторили? Что  нового узнали?

VII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Славные страницы истории донского казачества» с использованием предложений с прямой речью или диалога.