Цель: создать условия учащимся для углубления знаний об употреблении тире между подлежащим и сказуемым, развить умение работать с разными видами текстов.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
1) На столах лежат отпечатанные тексты (о случаях постановки тире между подлежащим и сказуемым)
– Прочитайте про себя
– Какова тема этого текста?
Это и будет темой нашего урока
– Сформулируйте цель урока
2) Работа с текстом
– Прочтите вслух
– Каков стиль этого текста?
– Докажите.
Работа в группах по 4-5 человек на листочках, заранее приготовленных учителем
Что знаю | Что узнал | Что хотелось бы узнать |
На работу даётся около 10 минут
– Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
По ходу ответов учащихся в тетрадях и на доске заполняется таблица (1 колонка)
Ставится тире | Тире не ставится |
– Что ещё хотелось бы узнать? (Всегда ли ставится тире?)
2) Заранее подготовленный ученик рассказывает о тех случаях, когда между подлежащим и сказуемым тире не ставится, обязательно с примерами)
Заполняется 2 колонка.
Вывод:
– В каких случаях между подлежащим и сказуемым
ставится тире?
– Когда тире не ставится?
3. Закрепление полученных знаний
1) Запись предложений с объяснением
Чтение – вот лучшее учение. Хорошая книга- праздник. Читать- это не только узнавать факты. Читать- значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Ласковое слово что весенний день. Говорить о роли книги в жизни каждого из нас- значит говорить о том, что помогает нам быть умнее, добрее. Книга- это духовное завещание одного поколения другому.
– Подчеркнуть грамматические основы,
объяснить постановку тире.
– На какую тему подобраны высказывания?
2) Учитель: Предложения, в которых встречается тире между подлежащим и сказуемым, очень часто выполняют особую роль в тексте: они могут начинать текст, абзац, являясь зачинами (это характерно для текстов научного, публицистического стилей). Особенность употребления таких предложений в речи состоит в том, что они помогают очень чётко сформулировать тезис, основную мысль, вывод. Именно поэтому такие предложения уместно использовать в сочинениях- рассуждениях. (Повесть “Капитанская дочка”- одно из замечательных произведений А.С.Пушкина.)
3) Работа с текстом
Диво дивное
Удивительное это дело – книга. Вот подлинно уж диво дивное… За всю свою сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного, чем книга.
Подумайте сами, друзья… Ведь книга – это самое быстролётное из творений, созданных человеческим умом. Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.
Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. И каждый может насытиться радостью, которую даёт книга.
Книжка- это чудесная машина времени. То она перенесёт тебя куда- то в прошлое, то вдруг ты с ней перелетаешь в даль будущего. Умная, хорошая книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик твой сегодня. Она поможет понять многое в жизни лучше и точнее.
Хорошая книга – это дверь, которая раскрывается перед тобой, впуская тебя в новый уголок жизни.
– Найдите тезис, доказательства, вывод.
– Расставьте и объясните знаки препинания.
– Выпишите предложения с тире между подлежащим и сказуемым
Вывод
Закончите предложение
– Сегодня на уроке я…
Дома:
1) Упражнение 153 (по заданию)
2) Написать грамматическую сказку “Ох! Уж это
тире…”
(на выбор)