Чтобы учебные и самостоятельные работы решались, а на вопросы учебника или учителя был лес рук желающих отвечать, любому ученику необходимы общегуманитарные, литературоведческие, информационно-аналитические, лексические и другие знания, умения, навыки.(т.е. владение способами, приёмами умственной и практической деятельности). Обладание знаниями - условие необходимое, но недостаточное для осуществления самостоятельной деятельности учащихся. Нужны умения и навыки, доведённые до автоматизма. Вот с ними – то в современной школе дело обстоит особенно плохо.
Выход один - надо учить ребят учиться: надо объяснять, показывать способы, приемы интеллектуальной и практической деятельности, учить их использовать эти способы и приемы в процессе учёбы и в жизненных ситуациях (компетентностный подход). Необходимо заинтересовать самим процессом учения любого ученика.
Учителя – филологи знают, что задание ЕГЭ С1 - написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту является трудным для многих учащихся. Выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав предложенный текст, выявить авторскую позицию, во-вторых, корректно и доказательно выразить собственное отношение к прочитанному.
Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен небольшой опыт в этом плане. А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения- рассуждения с помощью клише.
Л.В. Щерба отмечал, что “...наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, ... он иногда шаблонизирует нашу мысль”
В словарях и в работах лингвистов находим, например, следующие определения клише:
- Клише — стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная речевая фраза, выражение (напр., Вопрос ждет своего решения) (БЭС).
- Клише — речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимых в определенных условиях и контекстах стандартов (Розенталь, Теленкова).
- Клише мы назовем всякую готовую речевую формулу, критерием для выделения которой служит регулярность ее появления в определенных, повторяющихся речевых ситуациях. Наличие таких речевых формул нормально, необходимо и позволяет поставлять относительно общезначимую и общепонятную информацию.
Ещё раз повторюсь, задание С вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников (сильных, средних и слабых). Предлагаю 3 шага подготовки (в сжатые сроки) уч-ся к написанию сочинения – рассуждения. Схема, предлагаемая вам, используется на первом этапе подготовки уч-ся к написанию сочинения-рассуждения. Если для сильного и среднего ученика данная схема – точка отправления, то для слабого - спасательный круг.
ШАГ 1
Необходимо всем уч-ся запомнить (зрительно сфотографировать) основные позиции сочинения-рассуждения.
Основные позиции сочинения - рассуждения
- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленную автором текста.
- Сформулируйте позицию автора.
- С чем вы согласны ? Почему ? (доказательство из художественной литературы или жизненный опыт)
- С чем не согласны ? Почему ?
- Какие художественные средства использует автор ? (Для чего ?)
- Вывод (+ вспомнить стихотворение, крылатое выражение или фразу)
ШАГ 2
Внимательно изучить примерную схему сочинения – рассуждения. Написать несколько пробных сочинений по текстам, взятых из сборников подготовки к ЕГЭ. (См. ниже – Примерная схема сочинения-рассуждения)
ШАГ 3
Объём сочинения – не менее 150 слов. Некоторых учащихся эта цифра пугает. Но не будем паниковать и призовём на помощь математику.
Сочинение состоит из 3 основных частей.
Предположим, количество слов в предложениях у нас будет около 10 ед. На вступительную и заключительную часть отводим по 3 предложения. Для основной части остаётся 90 слов (150-160). В среднем , это 9-10 предложений.
1часть- 3*10=30слов
2часть- 9* 10=90 слов
3 часть- 3*10 =30слов
Примерная схема сочинения-рассуждения
1.Вступление.
1. 2. 3. |
__________________... (именительная часть) Наверно, каждый из нас когда-то ____________ Прочитав текст (Ф.И.автора текста), я _______________о том, что____________________ ____________________________________________. |
Милосердие… Задумывался; размышлял;наблюдал... Представил; подумал ; вспомнил… |
2.Основная часть.
4.
5.
6. 7. 8. 9. 10 11 12 |
Содержание текста сразу ____________________ своей______________________________________ Тема _____________________________________, поднятая в тексте (Ф.И. автора) , не может оставить равнодушным ни одного человека. Автора ( тревожит, волнует, восхищает, ) ______ По мнению автора (Ф.И. писателя) ____________ С утверждением ( автора, писателя…) о том , что “_____________”, я полностью согласна . _______________________________________. А вот с мыслью о том, что ____________________ можно и не согласиться. ____________________________________________ Для ________________________________________ автор использует метафоры “_____”, “_____”, ____________________________________________ |
Привлекает; заинтересовывает ; захватывает… Образностью, красотой, злободневностью, проблемностью, необычностью суждения… Милосердия; любви к родному краю; нравственности… Волнует меня и ,я думаю, всех людей… По тексту. По тексту-проблема. По тексту- цитата Доказательства (примеры из художественных произведений, жизненный опыт) Доказательства Образности; выразительности ; большей убедительности… эпитеты- “___”, “____”, “___” риторические вопросы – “__”, “___”, “___” и др художествен средства выразительности |
3.Заключение
13 14 15 |
В заключение следует сказать о том, что_____... Я (думаю),что ______________________________ ____________________________________________. |
Отметить; подчеркнуть… Надеюсь; верю; мечтаю… Риторический вопрос, афоризм и т.д. |