Авторы многих учебников по русскому языку центральными задачами преподавания русского языка в школе считают не только обучение русскому языку, но и изучение русского языка.
“Жизнь языка” во всем ее своеобразии проявляется только в тексте, поэтому анализ текста находится в центре внимания в учебных дисциплинах преподавания русского языка и литературы.
В нашу жизнь со всей своей мощью вступил в силу ЕГЭ. Возникает вопрос: как охватить всех своих обучающих работой над анализом художественного текста?
Решение данной проблемы определило цель моей темы работы:
- творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и дифференциации заданий в процессе обучения анализу текста.
- используя преимущества технологии уровневой дифференциации, обеспечить каждому учащемуся возможность достижения результатов с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей.
Объект исследования: процесс обучения анализу мини – текстов в 5-7 классах.
Предмет исследования: методические основы обучения анализу текста в среднем звене в условиях индивидуального обучения.
Гипотеза исследования: использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения школьников.
Соответственно цели, объекта и предмета исследования поставлены следующие задачи:
- изучить теоретический материал по данной проблеме;
- рассмотреть и исследовать опыт работы по анализу художественного текста и соотнести их как функциональные модели пользования для дифференциации;
- разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию уровневой дифференциации;
- при этом охватить всех обучаемых и формировать у них общеучебные умения и навыки работать с текстом.
Итак, мною составлена схема, включающая в себе возможные типы заданий по уровням, виды и формы деятельности детей, цели и задачи для осуществления этих заданий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников.
Первый уровень дифференциации – это необходимый уровень выполнения заданий, подобные тем, что делали уже много раз, где требуются отработанные умения и изученные, закрепленные знания.
Ближайшая цель – достижения базового уровня освоения материала.
Второй уровень – это углубленный уровень, в котором представлена система разнообразных заданий повышенной сложности. Вид деятельности творческий, интеллектуальный. Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей.
Третий уровень – максимальный уровень, где задания представляют вне программного характера. Вид деятельности – исследовательский. Такой вид приучает к самостоятельной работе с текстом, применить имеющие умения и анализировать художественный текст, обогащает читательский опыт и т.д.
Технология дифференцированных заданий возникла на основе системного обучения анализу текста на уроках русского языка, по которому работают многие преподаватели школ всех регионов РФ, такие как Козлова Н.М., Арбатская И.А. (ЖСОШ №2, г. Якутск), Черкашина В.И. (СОШ №27), Сидорова М.Л.(г. Мирный, Архангельская обл.), и т.д.
Систему анализа художественного текста обычно составляют поэтапно, как это делают выше сказанные учителя – практики с целью сформировать нового, вдумчивого, мыслящего, способного проникнуть вглубь художественного текста и осознать эстетическую самоценность произведения читателя, но при этом не учитывается индивидуальный подход к обучающимся со всеми своими положительными сторонами:
- обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
- предоставляет условия для формирования и развития у учащихся интереса к работе с текстом;
- создает условие для проявления самостоятельности и инициативности, т.е. предоставляет ученику момент самостоятельного выбора заданий;
- создает условия для максимального достижения результата;
- при всем этом дает учителю возможность конструировать задания с опорой на индивидуальные возрастные, психологические возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса. Т.е. в этом подходе обучения анализу текста на уроках русского языка соотнесены опыты и систематизации и дифференциации с применением метода интегрирования двух предметов (русского языка и литературы).
Итак, начиная с 2006г. работаю по технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка. Ставлю цели на основании основных идей уровневой дифференциации:
- обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки;
- создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к анализу текста;
- создать условия для максимального достижения результата.
Задания можно предложить детям после прохождения материала или как закрепление, или как проверка и контроль, или как домашнее задание, поэтому подбираются специально маленькие тексты (обычно отрывки из стихотворений, короткие веселые строчки, мудрые изречения и т.д.)
Солнце низко, вечер близко -
Потянулась сладко киска. (У.Н.Т.)
Как прекрасен зимний лес
Утренней порою!
Пень укрылся под сосной
Шапкой меховою. (О.С.Казначеева)
Кап – кап капельки-
Капает капель.
Звонкие хрусталики
На дворе апрель. (О.С.Казначеева)
Стучит по крыше монотонно,
Беззвучно льется по стеклу,
Бурлит в канаве из бетона,
Бормочет в кадке на углу,
В полночной мгле свистит над полем,
Шуршит по листьям мокрых рощ,
Когда я был собой доволен,
То как бы спал под этот дождь. (К.Ваншенкин)
Осветив черепицу на крыше
И согрев древесину сосны,
Поднимается все выше и выше
Запоздалое солнце весны. (Н.Заболоцкий)
Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель. (И,Северянин)
Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежится поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля. (А.Фет)
При этом отрывки из художественного произведения обязательно сопровождаются указанием автора этих строк, что способствует не только обучению правильному оформлению на письме цитат, эпиграфов, что понадобится им в дальнейшей работе, но и ученики узнают все новые и новые имена, связанные с русской литературой. Воспитывает бережное отношение, прививает любовь, уважение к языку художественного текста, да и к русскому языку и литературе вообще, появляется гордость за него.
Работе ведется по карточной системе. В каждой карточке дается текст и соответственно по уровню задания к этому тексту. Ученик сам может выбрать карточку с заданиями. Вот предложенные карточки .
Задание I уровня
Задания: 1. Какое настроение возникает при чтении этого текста? 2. Какими звуковыми средствами создается это настроение? 3. Определи тему текста. 4. Расставь ударения. 5. Подчеркни глухие согласные |
Задание II уровня
Задания: Прочитайте отрывок и попробуйте своими словами описать ту картину, которая возникает в вашем воображении . Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какое время года описано? По каким причинам вы догадались об этом? Прочитайте вслух, интонационно правильно выделяя последние слова (паузы, понижение голоса). Какое настроение нужно передать? Выучите отрывок наизусть и подготовьтесь к письму по памяти. |
Задание 3 уровня
Самостоятельно найдите из сборника
фрагменты стихотворений, посвященные одной теме: “Осень”,“Весна”, “Детство” ; Прокомментировать правописание слов (какая орфограмма чаще всего встречается в стихотворениях); Как каждый из этих отрывков по – разному живописует одно и то же явление действительности? Какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении? Какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки? |
Таким образом, изучив теоретические материалы по теме, систему работы других педагогов по анализу художественного текста, применила их в своей работе как функциональные модели для уровневой дифференциации при анализе текста. При этом разработана модель системы составления дидактических заданий, ориентированная на реализацию технологии уровневой дифференциации в условиях индивидуального обучения.
Система составления дидактических заданий находится в постоянной разработке, дополнении, исследовании и при успешном процессе работы может показать такие результаты:
- при такой технологии анализа художественного текста ученик овладевает умениями по использованию знаний;
- развивается у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
- ученик ориентируется на успех, избавляется от страха перед подобным контролем;
- это не значит, что ребенок обязан делать задания только одного уровня. Он после многократного, успешного решения может подниматься на уровень выше и решать поставленные задачи соответствующего уровня.
- все это может иметь большое значение на повышение качества преподаваемого предмета.
И наконец, анализируя небольшие фрагменты художественных текстов, ученики постепенно овладевают элементарными навыками лингвистического анализа языка литературного произведения. Готовность ребенка к проведению лингвистического анализа, очень небольшого по временным затратам на уроке, в дальнейшем станет той основой, на которой можно организовать комплексный анализ художественного текста, что будет способствовать к эффективной подготовке к ЕГЭ в старших классах.
В ходе работы по теме “Дифференциация дополнительных и развивающих заданий при анализе мини- текстов на уроках русского языка в 5-7 классах” получены следующие результаты:1. Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
2. Разработаны технологии индивидуализации и дифференциации процесса обучения среднего звена школьников.
3. Разрабатывается система составления дидактических заданий, ориентированных на реализацию уровневой дифференциации.
Уровневая дифференциация заданий:
Уровни | I уровень | II уровень | III уровень |
Вид заданий | Обязательный минимум выполнения заданий | Задания повышенной сложности | Комплект заданий на какую – либо тему |
Вид деятельности | Однотипные задания | Творческий, интеллектуальный, поисковый | Исследовательская деятельность |
Формы деятельности | Учащимся предлагается сделать выбор | Самостоятельная, индивидуальная работа | Индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа |
Цели и задачи | Достижение освоения материала | Формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации, развитие самостоятельности, творческих способностей | Способствование умению планировать и организовать свою деятельность, расширению кругозора; формирование умение работать с информацией и умение работать в разных группах, развивать творчески |
Карточная система
Задание I уровня
Солнце низко, вечер близко –
Потянулась сладко киска.
УНТ
Задания:
- Какое настроение возникает при чтении этого текста?
- Какими звуковыми средствами создается это настроение?
- Расставь ударения.
- Подчеркни глухие согласные звуки
Задание II уровня
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Ф. Тютчев.
Задания:
- Прочитайте отрывок и попробуйте своими словами описать ту картину, которая возникает в вашем воображении .
- Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какие тропы созданы на их основе?
- Сколько имен прилагательных в этом тексте? Какое время суток описано?
- По каким причинам вы догадались об этом?
- Прочитайте вслух , интонационно правильно выделяя причастный оборот (паузы, понижение голоса). Какое настроение нужно передать?
- Выучите отрывок наизусть и подготовьтесь к письму по памяти.
Задание III уровня
- Самостоятельно найдите из сборника фрагменты стихотворений, посвященные одной теме.( “Осень”,“Весна”, “Детство” и т.д.)
- Прокомментируйте правописание слов (какая орфограмма чаще всего встречается в стихотворениях).Как каждый из этих отрывков по – разному живописует одно и то же явление действительности?
- Какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении?
- Какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки?