Цели урока:
- Развивать умение разбирать слова по составу.
- Уточнить знания о суффиксах и приставках.
- Развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
- Развивать творческое воображение, связную речь, логическое мышление.
Оборудование:
- экран, интерактивная доска «Мимио», компьютер, музыкальный центр, фонограмма с классической музыкой;
- презентация урока;
- таблицы с приставками и суффиксами, орфографические словари, «Школьный словообразовательный словарь русского языка»» Тихонов А.Н.
- тесты по теме, шарады, кроссворд, индивидуальные карточки;
- гимнастика для глаз.
Форма проведения урока: деловая игра «Конкурс знатоков русского языка».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Активизация опорных знаний.
Учитель: Ребята, мне приятно видеть ваши доброжелательные лица, искрящиеся глаза и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! А урок русского языка сегодня пройдет в форме деловой игры «Конкурс знатоков русского языка» (см. Приложение 1).
Сегодня на уроке нам предстоит хорошенько потрудиться: вспомнить все, что мы знаем о частях слова, их значении, будем учиться правильно писать и употреблять приставки и суффиксы. Как иначе называются части слова? Морфемы. А разбор по составу? Морфемный разбор.
Ученик-скептик: Я считаю, что в русском языке нет необходимости в таком огромном количестве разнообразных приставок и суффиксов. Тем более, что из-за них страдает грамотность учащихся. Например, в слове сделать произносим звук [з], а по правилам орфографии надо писать приставку с-. Зачем запутывать учеников? Разве нельзя сказать просто – надо делать, будем делать?
Учитель: Ребята, у скептика свое мнение. А кто же это такой – скептик? Найдем значение этого слова в толковом словаре. Ребята, вы согласны с мнением скептика? Чтобы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны, что благодаря им наша речь становится ярче и богаче, мы с вами разделимся на команды:
1 команда (1 ряд) – «Приставка»
2 команда (2 ряд) – «Суффикс»
3 команда (3 ряд) – «Окончание»
Но прежде, чем начнется наша игра, давайте пополним наш словарный запас.
Словарная работа: 8 слов (см. Презентацию).
III. Основная часть.
Начинаем игру «Конкурс знатоков русского языка».
1 гейм – «Подберите однокоренные слова».
Учитель: Напомните, ребята, что такое корень? Из одного корня вырастают целые заросли слов. От корня да: дал, отдал, отдаю, можно образовать множество слов, по подсчетам ученых, около 280. Как образуются слова, вы сможете узнать по «Школьному словообразовательному словарю русского языка» Тихонова А.Н.
- А сколько слов вы сможете образовать за 1 минуту?
За каждое слово команда получит балл. У какой команды их наберется больше, та команда и станет победителем игры.
1 команда с корнем – золот -
2 команда с корнем – лес -
3 команда с корнем – сад -
- При помощи каких частей слова вы образовали однокоренные слова?
2 гейм – «Защита названия команды».
Мой корень в «просьбе» заключен
В ней он озвучен и смягчен;
Приставка – в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа. (Вопрос.)
Каждая команда рассказывает про свою часть слова по вопросам:
- Что это такое?
- Для чего служит?
- Где пишется?
В это время для сильных учеников из каждой команды раздаются карточки с индивидуальным заданием (см. Приложение 2).
«Берегите зрение» – гимнастика для глаз.
3 гейм – «Кто больше?»
А теперь аукцион,
Подведет итоги он.
Тот, кто много знает,
Тот награды получает.
Задание заключается в том, чтобы написать как можно больше слов за 2 минуты.
1 к. С помощью приставок и корня –ход -, добавляя где нужно суффиксы,
образуйте однокоренные слова.
2 к. Допишите суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии.
3 к. Составьте слова из морфем.
Учитель: Вот, скептик, посмотри, сколько новых и интересных слов получилось при помощи приставок и суффиксов.
Ученик-скептик: У меня есть одно хитрое задание для ребят: найти, где спрятались приставки в словах и выделить их. Смотрите, не спутайте корень с приставкой! (см. Презентацию) Работу выполняем в паре.
4 гейм – «Разгадайте кроссворд, все слова которого начинаются на букву К».
- В нее кладут еду для зимующих птиц.
- Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнезда.
- Животное, живущее под землей.
- Морское путешествие.
- Горящая куча дров.
- Смешной артист цирка.
- И маленькая птичка, и вкусный тропический плод.
- Круглый огородный овощ.
- Детеныш козы.
Слов на свете нам не счесть.
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корни выделять.
Запишите по памяти все 9 слов и выделите корень.
Разберите по составу: 1 вариант – 1 слово, 2 вариант – последнее слово.
5 гейм – «Найдите слово по схеме» .
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...
(А.С.Пушкин)
6 гейм – «Найдите ошибку» (см. Презентацию).
7 гейм – «Это все мы проходили» (см. Приложение 3).
8 гейм – «Поиграем».
Он слон – она слониха,
Он лось – она лосиха,
Он кот – она _________.
- Какой суффикс в названиях животных?
Он тигр – она тигрица,
Он осел – она ослица,
Он козел – она _________.
- Какой суффикс в названиях животных?
9 гейм – «Напиши небольшое сочинение».
1 вариант. «Мое любимое животное».
2 вариант. «Моя любимая книжка».
Разберите по составу подчеркнутые слова.
IV. Подведение итогов.
Учитель: Вот, ребята, и подошел к концу наш урок, а вместе с ним и игра. Понравился вам урок? Скептик, смогли мы доказать, что все приставки и суффиксы важны и нужны?
Вывод (скептик): Чем больше приставок и суффиксов мы будем знать, тем грамотней будем писать, тем богаче и ярче будет наш язык.
Шарада на десерт.
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
Оценивание учащихся. Подсчет баллов.
1 место – «Молодцы!»
2 место – «Так держать!»
3 место – «Выше нос!»
V. Домашнее задание.
1 вариант. Написать как можно больше слов по схеме:
приставка , корень, суффикс, окончание;
2 вариант. Написать как можно больше слов по схеме: корень, суффикс, окончание.
Использованная литература:
- О.В. Узорова «Самый полный сборник контрольных тестов».
- Т.В. Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» (2-4 классы).
- О.Д. Ушакова «Разбор слова по составу» (2-4 классы).
- Н.А. Шевердина «Новые олимпиады для начальной школы».
- Т.М. Анохина Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.
- Библиотека «Первого сентября» – «Я иду на урок».