Школьный курс "Культура речи"

Разделы: Русский язык


“Люди, которые плохо владеют своей речью, имеют ... право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным”.

(Русский языковед В.И. Чернышов).

Культура речи (наряду с культурой мышления и эмоциональной культурой) является основой общей культуры личности. В системе современного образования культурообразующая функция признана важнейшей. В образовательные стандарты высших учебных заведений введена новая дисциплина “Русский язык и культура речи”.

Ведение курса “Культура речи” в школе – один из приемов, которые конкретизируют на практике основные принципы личностной ориентации учебно-воспитательного процесса, принципы гуманизации и дифференциации.

Авторский курс “Культура речи” для V – VII классов рассчитан на 102 часа обучения (34 урока в году, по одному уроку в неделю). Изучение культуры речи в VIII – IX классах (68 часов) строится на основе пособия Е.И. Никитиной “Русская речь” (факультативная часть УМК по русскому языку под редакцией профессора В.В. Бабайцевой) и сориентировано на практическую работу с текстом при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы. Изучение культуры речи в X – XI классах (68 часов) имеет обобщающий характер и ориентировано на подготовку учащихся к выпускным и вступительным экзаменам по русской филологии.

Основная цель курса “Культура речи” – повышение речевой культуры учащихся – обуславливает следующие задачи:

  • освоение языка на уровне правильности (норм русского литературного языка);
  • овладение качеством речи хорошей (богатством, точностью,выразительностью, чистотой, уместностью и логичностью).

Речь правильная и речь хорошая рассматриваются как две ступени в повышении речевой культуры, сама речевая культура – как проявление общей культуры человека.

Программа предусматривает практическую направленность, основой которой служит теория культуры речи, как раздела языкознания.

В течение первого года обучения у учащихся формируется представление о нормах литературного языка и качествах речи хорошей. В последующие годы эти представления систематизируются и углубляются.

Курс “Культура речи” в классах повышенного уровня сориентирован на параллельное изучение русского языка по УМК В.В. Бабайцевой. При условии выхода курса и на уроки литературы возрастают возможности повышения речевой культуры учащихся, в том числе и реализации их творческих способностей.

Специфической задачей урока культуры речи является совершенствование техники говорения, отработка правильного речевого дыхания, дикции; совершенствование умения изменять интенсивность звучащей речи и ее темп; расширение диапазона интонационных возможностей учащихся. Освоение техники звучащей речи непосредственно связано с обучением выразительному чтению, которое является обязательным элементом урока культуры речи. В практике обучения широко используется прием “хорового” чтения, что способствует активизации речевой деятельности учащихся.

Что представляет собой урок культуры речи?

Урок начинается с речевой разминки. Сначала упражнение для правильного речевого дыхания. Это упражнение направлено на выработку умения распределять дыхание, чтобы чтение текста было четким, ясным, выразительным. Читается хором, например, такой текст:

Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражнении,
Следует клетку грудную расправить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стиха прочитай на одном выдыханьи
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было,
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
Рот не ленись раскрывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не души придыхательным, тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем взять упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука.
Пристально слушай, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

В качестве упражнения для правильного речевого дыхания можно взять любой текст. Мы чаще используем стихи о русском языке, стихотворные тексты с ярко выраженной нравственной направленностью, поэтические шедевры. Это упражнение не только учит распределять дыхание при говорении, но и развивает навыки выразительного чтения.

Следующее упражнение – упражнение на изменение интенсивности звучания (громкости). Как правило, читается скороговорка с заданием на постепенное повышение (или понижение) голоса, например:

а). От шепота до громкости: Пришел Прокоп – кипит укроп – ушел Прокоп – кипит укроп.

б). От громкости до шепота: Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Затем идет упражнение на изменение темпа речи: разучиваются скороговорки, произносятся скороговорочные тексты. Например, 3-4 раза меняется темп произношения скороговорки – от медленного до очень быстрого:

“На дворе трава, на траве дрова”.

Хором в быстром темпе читается скороговорный текст, например:

“Маланья – болтунья, болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова – не вместит двор дров – дрова выдворит. И не скажешь: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Значит, Маланья – болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь”.

Существует несколько вариантов скороговорных текстов, которые ученики успешно осваивают уже в течение первого года обучения.

Обязательно на каждом уроке идет работа над выразительностью речи. Этому способствуют и задания на интонирование, когда предлагается произнести одну и ту же фразу с разными интонациями, например:

“У сильного всегда бессильный виноват”

– удивленно;

– поучительно;

– торжественно;

– радостно;

– печально;

– разочарованно;

– с иронией;

– и т.п.

На каждом уроке отрабатываются орфоэпические нормы. С этой целью используются орфоэпические карточки (20 вариантов по 15 слов в каждом), задания по принципу “Четвертое лишнее” и другие. Орфоэпические карточки учащиеся (3-4 человека) по очереди озвучивают, класс следит за правильностью произношения, оценивает. Задания “Четвертое лишнее” выполняются на доске (3-4 учениками), объясняются причины “исключения” слова, например:

скучно [шн]

шинель

[н'э]

афера [ф'э]
конечно [шн]

бандероль

[д'э]

береста [р'о]
точно [чн] фанера

[н'э]

свекла [в'о]
нарочно [шн] пантеон

[тэ]

маневр [н'о]

Может быть предложено задание расставить ударения, например:

баловать ремень
договор повторишь
щавель квартал
звонят красивее

На уроках отрабатываются и грамматические нормы, поэтому учащимся предлагается, например, образовать форму множественного числа существительных:

доктор – трактор -
инженер – профессор -
шофер - договор -

или подобрать к существительному прилагательные:

... тюль, ... шампунь, ... кофе, ... какао, ... пюре,

или указать неправильные варианты употребления числительных:

в полуторастах километрах,
на обеих окнах,
к полутора гектарам,
пятьюстами книгами,
трое студенток,
семеро козлят и т.д.

Часто на уроках культуры речи предлагаются задания по редактированию деформированного текста: учащиеся должны найти речевые и грамматические ошибки, устранить их, исправить орфографические и пунктуационные ошибки.

Обязательный компонент уроков культуры речи – работы творческого характера.

Например, учащимся предлагается написать небольшие этюды о том, что они видят из окна, сначала в “миноре”, а затем в “мажоре”. Одно из таких заданий – этюд (рассказ) о дожде от лица ребенка, которому подарили зонтик, от лица девочки, решившей отпраздновать день рождения на природе, или от лица ученика, получившего “2”, от лица мальчика, которому очень не хочется ехать на дачу поливать грядки ...

Нередко предлагается написать лирическую миниатюру с запретом (табу) на отдельные выражения, например, для сочинения о весне табу: прилетели птички, распустились почки, расцвели цветочки, бегут ручейки, светит солнышко; для сочинения о собаке табу: четвероногий друг, друг человека.

Учатся дети создавать и простые стихотворные тексты по заданной рифме или ритму – например, каламбуры, лимерики и т.п.

Совершенствованию коммуникативных умений и развитию творчества детей способствует организация парной и групповой работы, ролевых и деловых игр.

Для работы на уроке и дома учащиеся имеют тетрадь и орфоэпический словарик. В тетради оформляются рабочие записи по темам урока, схемы, “Узелки на память” и другие опорные материалы. В конце тетради располагается “Словарь личных трудностей”. Орфоэпический словарик личных трудностей представляет собой небольшую записную книжку и заполняется учащимися под руководством учителя.

Детям нравятся уроки культуры речи: нравится непринужденная обстановка, творческая атмосфера, постоянное узнавание нового, необычного в обычном. Старшеклассников привлекает практическая направленность уроков, возможность качественно подготовиться к экзаменам в творческой форме (сочинение, изложение) и в форме ЕГЭ.

Реализация курса “Культуры речи” связана со сложностью обеспечения учебными материалами. Большая часть этих материалов подобрана из различных источников, часть адаптирована для учащихся определенного возраста, часть создана специально для уроков культуры речи.

Для оптимальной работы на уроке интенсивно используются компьютерные технологии, а также пространство обычной классной доски и ксерокопированные материалы. Некоторые творческие задания учащимся предлагаются из рабочих тетрадей “Подсказки на каждый день” Т.Ю. Угроватовой. В работе по освоению орфоэпической нормы учителю помогают материалы книги В.В. Львова “Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы”. Наиболее значимым для осуществления идеи авторской программы стал материал пособия Т.Л. Служевской “Уроки русской словесности”, адресованного преподавателям, учащимся педучилищ.

Собранный учебный материал в целом — результат знакомства и осмысления большого круга специальной литературы и отбора художественных текстов в соответствии с целью курса и задачами конкретного урока.

Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: “В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим”. В наше время есть угроза оскудения русского языка: идет навязывание иноязычных слов взамен исконно русских, многие средства массовой информации зачастую не утруждают себя соблюдать нормы литературного языка, речь дикторов телевидения перестала быть эталоном. Мы не можем быть равнодушными к судьбе родного языка, мы должны сделать все, чтобы спасти его от засорения, от оскудения, от искажения. Справиться с этой проблемой нам поможет изучение культуры речи в школе.

Именно школа должна воспитывать языковое чутье, учить взыскательнее относиться к своей речи, бороться за чистоту русского языка.