Подсчитано, что за время учёбы в школе каждый учащийся посещает примерно 10000 уроков. И почти все они, как близнецы, похожи друг на друга: опрос, изложение нового материала, закрепление его, объяснение домашнего задания. И поэтому говорить об интересе к урокам не приходится.
Интерес к изучаемой теме у школьников появляется тогда, когда он вовлекается в общение. Однако форма нынешнего традиционного урока, предполагающая ведущую роль учителя, мало приспособлена для налаживания такого контакта. Содержание его нередко сводится к опросу, проверке домашнего задания, а объяснение нового материала даётся под звонок. Какое уж тут общение, если учащимся заранее отведена роль подконтрольных. Налицо не ведущая роль учителя, а его диктат.
Значительное повышение грамотности может достигаться не только посредством интересных заданий проблемно-творческого характера, но и благодаря уходу от абстрактно-шаблонного изложения учебного материала. Обучение языку, призванное заложить основы глубоких и всесторонних знаний о человеке, о мире, об обществе, превратилось в сухую, неинтересную зубрёжку. Пожалуй, ни в одном другом школьном курсе нет такого формализма, шаблона, как в изучении языка.
“Именем существительным называется …” по многу раз твердит школьник. Твердит на уроках в 3-ем, 4-ом и 5-ом классах, твердит при закреплении и повторении: “Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?” А что такое “часть речи”, ученикам не объясняют. Что за “предмет” обозначает имя существительное, они как следует не понимают.
Чтобы учение было с увлечением, чтобы сформировать навыки грамотного письма и устной речи весь процесс изучения определений и правил можно разбить на этапы, на каждом их которых используется и материалы учебника, и дополнительный материал. Сначала идёт подготовка к восприятию нового материала, для чего используется информация из упражнений учебника. Далее чтение самого правила и выделение в нём законченных сообщений, которые завершается беседой:
- Главная мысль сообщения;
- Сколько сообщений в правиле;
- Какие группы можно выделить в сообщении.
Выслушиваются и обсуждаются все варианты, которые предлагают ученики. Потом ученикам (заранее поделённых на группы) предлагается “нарисовать” правило (например, “имя существительное”), и тогда во время рисования ученики понимают, что такое “предмет”. Они его нарисовали! И все эти падежи, числа, лица для учащихся не только набор терминов, это “живая душа” части речи! Оказывается падежи, числа, лица несут свойственный им грамматический смысл.
И из рисунков рождается цветная схема-опора. От “рисования” правила, ученики переходят к практическому его закреплению. Таким образом, главное - увидеть правило в действии, в его поведении , т.е не заучивать правило, а пропустить через себя, осмыслить и применить практически. В.М. Бехтерев писал: “У детей школьного возраста зрительный способ даёт лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой…”. Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, не боясь ошибки в дальнейшем, учащийся должен “увидеть” правило в системе небольшого количества ярких и выразительных знаков, запоминающихся примеров и схем. Этому служит приём составления опорных сигналов – вначале учителем, затем самими школьниками. Педагог может постоянно предлагать готовые опорные сигналы и схемы; но это малопродуктивно. Составление схем самими учащимися предполагает поиск аналогий, ассоциаций, существующих в их подсознании и выводимых эти аналогии на уровень сознания в процессе взаимодействия с педагогом. Схемы ученики составляют сами, объединяя ставшие известными им факты и отыскивая внутренние аналогии. Учитель при этом координирует получаемые результаты так, чтобы они соответствовали условиям:
- Были легко объяснимыми;
- Охватывали как можно большее число лингвистических фактов;
- Краткими и выразительными;
- Яркими и контрастными.
На следующий день все учащиеся могут воспроизвести свою схему – опору, приводят свои примеры (см. “Примеры схем”).
Подобные задания развивают языковую интуицию, заставляют школьников более пристально всматриваться в слово в единстве его структуры, в том числе исторически обусловленной, влияющей на современное написание.
Конечно, схемы-рисунки, которые составляют учащиеся, нуждаются в контроле педагога. Сведения, воспроизводимые учащимися в схемах, легко запоминаются и легко воспроизводятся в нужные моменты. В этом их существенное отличие от текста правил, запоминание которых требует значительных усилий, не всегда приводящих к хорошему результату. Схема-рисунок усваивается быстрее, чем правило и формирует прочное запоминание и приучает к внимательному и заинтересованному решению, поставленной проблемы. Составление таких схем, поиск примеров речевых ситуаций способствует выработке орфографического автоматизма, прочному закреплению сведений и непосредственного интереса к обучению. Объяснение примеров через собственное восприятие способствует повышению речевой культуры обучающихся и повышению грамотности.
Ученик, который идеально выучит правило, никогда не научится писать без ошибок. Ученик, который проявил интерес к закономерности языка, увидел его в системе конкретных, ярких структур в системе цветовой гаммы научится грамотно писать и грамотно формулировать свои мысли, поскольку учебная мотивация у него сформирована.
Правила становятся не безразличной логической схемой, но обращённой к личности ученика, системой зримых и запоминаемых объектов. Теперь они легко воспроизводятся.