Урок-путешествие по русскому языку в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Обобщение знаний о морфологических особенностях наречия.
  2. Повторение написание причастных оборотов в предложениях, написание знаков препинания в сложных предложениях.
  3. Формирование умений находить наречия, отличать от прилагательного, определять разряд, степени сравнения, использовать в своей речи.
  4. Воспитание любви к своей стране, её необъятным просторам.
  5. Знакомство с поэзией поэта-земляка Гранита Федоровича Пересторонина.

Оборудование:

  1. Фотографии, альбомы о городах:
    • Комсомольске-на-Амуре;
    • Хабаровске;
    • Красноярске;
    • Новосибирске;
    • Москве.
  2. Песни о:
    • Комсомольске-на-Амуре;
    • Хабаровске;
    • Москве.
  3. Музыка П.И.Чайковского
  4. Фотография о зиме.
  5. Мультимедийное оснащение.

Класс разделен на группы.

На каждой «станции» группа (передвигаются все вместе) выполняет задания, помогая друг другу.

Ход урока

1. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы проводим урок-путешествие по станциям (работаем в группах). Конечный пункт – станция «Москва». Кто быстрее выполнит задания, тот быстрее прибудет в пункт назначения. При этом мы будем обобщать знания по теме «Наречие».

Рассаживаемся группами, консультантами буду: Карпова Яна, Василевская Марина, Игнатовская Катя.

Звучит песня о Комсомольске-на-Амуре. (с видео)

- 1-я станция «Комсомольск-на-Амуре»

Учитель

-Мы находимся на станции Комсомольск – на – Амуре

Ученики рассказывают стихотворение Гранита Пересторонина (поэт г.Комсомольска-на-Амуре) «Ода Комсомольску».

Учитель

-Выполняем задание.

-Задание: в тексте найти все наречия, сгруппировать по разрядам (задание на карточках у каждой группы).

Консультанты проверяют в группе, окончательная проверка на мультимедиа.

- Отправляемся из города Комсомольска-на-Амуре.

Звучит музыка о Комосомольске-на-Амуре.

Учитель

-Следующая станция Хабаровск

Ученица рассказывает стихотворение «Хабаровск» автор Г.Пересторонин.

Задание:

  1. Образовать сравнительные степени наречий: громко, быстро, рано, сильнее, покорно, выделить суффиксы.
  2. Найти в предложениях наречия и прилагательные в сравнительной степени.
  1. Любовь сильнее смерти и страха смерти.
  2. Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет, колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут. (проверяют, сверяют с написанным на экране).

Учитель

-Уважаемые пассажиры, мы прибыли на третью станцию «Красноярск».

Красноярск – это…(дети продолжают) сибирский город, где проживают сильные, но добрые люди.

Задание:

В тексте, который на экране, найдите все наречия, сделайте морфологический разбор 2-х.

Текст.

На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышится рожь. Солнце высоко, печет. В объеденном кустранике, в сухом медовом сене неутомимо, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.

(консультанты и учитель проверяют, какая группа быстрее справится, пишет на доске)

Учитель: «Хоть мы и путешествуем, я вижу, что некоторые из вас устали, и предлагаю немножко поиграть с мячом и повторить безударные гласные в корне»

(Бросаю мяч и говорю слово, дети возвращают мяч и говорят проверочное слово

городской –

надевать (рубашку) –

посвятить (фонариком) –

(шестьсот) страниц –

жалеть (сироту) –

цена (билета) –

тяжелый (ветер) –

бегут (по дороге) –

(небо) посветлело –

холодный-

Учитель объявляет, какая группа быстрее выполнила задание и отправилась далее в путь.

Учитель:

-Мы прибываем на четвертую станцию «Новосибирск».Новосибирск – один из древнейших городов Сибири.

Задание:

  1. Расставьте знаки препинания
  2. Подчеркните наречия как члены предложения.

У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала что поймав мышь сделала дело заслуживающее похвалы. Она являлась с мышью в зубах и, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Потом, подняв хвост, обходила нас и каждый должен был её погладить и похвалить. Затем она бросала мышь и равнодушно уходила. (сверяют с написанным той группы, которая выполнила первой и отметила на компьютере)

Учитель

- Все молодцы, с заданием справились, отправляемся в путь.

Звучит песня о Москве.

Учитель

-Мы прибыли на конечную станцию «Москва». Чтобы отправиться по этому замечательному городу, столице нашей Родины, мы должны выполнить задания.

Задание:

  1. Определите, в каких предложениях употребляется наречие «обратно» (тесты на столах)

Тест

  1.  
    1. Но силой ветров от залива перегражденная Нева обратно шла, гневна, бурлива.
    2. Мой товарищ обратно выполнил задание хорошо.
    3. командир сильно волновался и быстро ходил по комнате: два шага туда, два обратно.
    4. Обратно дует ветер.
    5. Мы вчера были в лесу, завтра обратно пойдем.
  2. Выберите нужное наречие. Запишите.
    1. По дороге вспомнила об оставленной дома книге, и пришлось повернуть (опять, обратно).
    2. (Вперед, сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять упражнение.
    3. (Спереди, впереди) меня шел высокий сутулый человек.
    4. (Сначала, вперед) говорили о посещаемости, потом – о дисциплине.
  3. Замените фразеологизмы наречиями.
    1. Как с Луны свалился – (внезапно)
    2. Жить душа в душу – (хорошо, ладно).
    3. Комар носа не подточит – (правильно, точно).
    4. Как по маслу – (гладко, легко).
    5. Как с гуся вода – (равнодушно)

Развитие речи

Учитель

- Ребята, каждый день вы выходите из школы и видите…белый снег, заснеженные деревья, любимую нашу рябину у школы, на которой сидят нахохлившиеся птицы (дети перечисляют то, что видят каждый день, что им дорого и любимо). Вот об этом сейчас и напишите в своих мини- сочинениях. Думаю, что вам захотелось бы об этом рассказать москвичам. А поможет вам в этой работе фотография «Школа и школьный двор зимой»

Звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»

(на мониторе компьютера и большом экране появляется фотография)

Подведение итогов

Домашнее задание: № 229 (устно), № 231 (письменно)

Приложение