Цель:
- Обобщение знаний о морфологических особенностях наречия.
- Повторение написание причастных оборотов в предложениях, написание знаков препинания в сложных предложениях.
- Формирование умений находить наречия, отличать от прилагательного, определять разряд, степени сравнения, использовать в своей речи.
- Воспитание любви к своей стране, её необъятным просторам.
- Знакомство с поэзией поэта-земляка Гранита Федоровича Пересторонина.
Оборудование:
- Фотографии, альбомы о городах:
- Комсомольске-на-Амуре;
- Хабаровске;
- Красноярске;
- Новосибирске;
- Москве.
- Песни о:
- Комсомольске-на-Амуре;
- Хабаровске;
- Москве.
- Музыка П.И.Чайковского
- Фотография о зиме.
- Мультимедийное оснащение.
Класс разделен на группы.
На каждой «станции» группа (передвигаются все вместе) выполняет задания, помогая друг другу.
Ход урока
1. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы проводим урок-путешествие по станциям (работаем в группах). Конечный пункт – станция «Москва». Кто быстрее выполнит задания, тот быстрее прибудет в пункт назначения. При этом мы будем обобщать знания по теме «Наречие».
Рассаживаемся группами, консультантами буду: Карпова Яна, Василевская Марина, Игнатовская Катя.
Звучит песня о Комсомольске-на-Амуре. (с видео)
- 1-я станция «Комсомольск-на-Амуре»
Учитель
-Мы находимся на станции Комсомольск – на – Амуре
Ученики рассказывают стихотворение Гранита Пересторонина (поэт г.Комсомольска-на-Амуре) «Ода Комсомольску».
Учитель
-Выполняем задание.
-Задание: в тексте найти все наречия, сгруппировать по разрядам (задание на карточках у каждой группы).
Консультанты проверяют в группе, окончательная проверка на мультимедиа.
- Отправляемся из города Комсомольска-на-Амуре.
Звучит музыка о Комосомольске-на-Амуре.
Учитель
-Следующая станция Хабаровск
Ученица рассказывает стихотворение «Хабаровск» автор Г.Пересторонин.
Задание:
- Образовать сравнительные степени наречий: громко, быстро, рано, сильнее, покорно, выделить суффиксы.
- Найти в предложениях наречия и прилагательные в сравнительной степени.
- Любовь сильнее смерти и страха смерти.
- Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет, колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут. (проверяют, сверяют с написанным на экране).
Учитель
-Уважаемые пассажиры, мы прибыли на третью станцию «Красноярск».
Красноярск – это…(дети продолжают) сибирский город, где проживают сильные, но добрые люди.
Задание:
В тексте, который на экране, найдите все наречия, сделайте морфологический разбор 2-х.
Текст.
На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышится рожь. Солнце высоко, печет. В объеденном кустранике, в сухом медовом сене неутомимо, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.
(консультанты и учитель проверяют, какая группа быстрее справится, пишет на доске)
Учитель: «Хоть мы и путешествуем, я вижу, что некоторые из вас устали, и предлагаю немножко поиграть с мячом и повторить безударные гласные в корне»
(Бросаю мяч и говорю слово, дети возвращают мяч и говорят проверочное слово
городской –
надевать (рубашку) –
посвятить (фонариком) –
(шестьсот) страниц –
жалеть (сироту) –
цена (билета) –
тяжелый (ветер) –
бегут (по дороге) –
(небо) посветлело –
холодный-
Учитель объявляет, какая группа быстрее выполнила задание и отправилась далее в путь.
Учитель:
-Мы прибываем на четвертую станцию «Новосибирск».Новосибирск – один из древнейших городов Сибири.
Задание:
- Расставьте знаки препинания
- Подчеркните наречия как члены предложения.
У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала что поймав мышь сделала дело заслуживающее похвалы. Она являлась с мышью в зубах и, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Потом, подняв хвост, обходила нас и каждый должен был её погладить и похвалить. Затем она бросала мышь и равнодушно уходила. (сверяют с написанным той группы, которая выполнила первой и отметила на компьютере)
Учитель
- Все молодцы, с заданием справились, отправляемся в путь.
Звучит песня о Москве.
Учитель
-Мы прибыли на конечную станцию «Москва». Чтобы отправиться по этому замечательному городу, столице нашей Родины, мы должны выполнить задания.
Задание:
- Определите, в каких предложениях употребляется наречие «обратно» (тесты на столах)
Тест
-
- Но силой ветров от залива перегражденная Нева обратно шла, гневна, бурлива.
- Мой товарищ обратно выполнил задание хорошо.
- командир сильно волновался и быстро ходил по комнате: два шага туда, два обратно.
- Обратно дует ветер.
- Мы вчера были в лесу, завтра обратно пойдем.
- Выберите нужное наречие. Запишите.
- По дороге вспомнила об оставленной дома книге, и пришлось повернуть (опять, обратно).
- (Вперед, сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять упражнение.
- (Спереди, впереди) меня шел высокий сутулый человек.
- (Сначала, вперед) говорили о посещаемости, потом – о дисциплине.
- Замените фразеологизмы наречиями.
- Как с Луны свалился – (внезапно)
- Жить душа в душу – (хорошо, ладно).
- Комар носа не подточит – (правильно, точно).
- Как по маслу – (гладко, легко).
- Как с гуся вода – (равнодушно)
Развитие речи
Учитель
- Ребята, каждый день вы выходите из школы и видите…белый снег, заснеженные деревья, любимую нашу рябину у школы, на которой сидят нахохлившиеся птицы (дети перечисляют то, что видят каждый день, что им дорого и любимо). Вот об этом сейчас и напишите в своих мини- сочинениях. Думаю, что вам захотелось бы об этом рассказать москвичам. А поможет вам в этой работе фотография «Школа и школьный двор зимой»
Звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»
(на мониторе компьютера и большом экране появляется фотография)
Подведение итогов
Домашнее задание: № 229 (устно), № 231 (письменно)