Цели урока:
- изучить правило написания букв Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик);
- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
- научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.
- развивать умение делать самостоятельные выводы, обобщать изученный материал, оценивать результаты выполненных действий;
- развивать навыки работы в группах, творческое мышление и память.
- воспитывать потребность в знаниях, любовь к родному языку.
Оборудование к уроку:
Содержание урока
1 Мотивационно-ориентировочный этап урока.
1)Приветствие. Оформление тетради.
2) Актуализация опорных знаний.
(Кадр 1 презентации. Приложение 1)– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Игра “Кто это?” (Кадр 2 презентации. Приложение 1)
Давайте сначала поиграем в игру “Кто это?”.
По суффиксу нужно восстановить название профессии.
-Ник-, -ист-, -ец-, -тель-, -чик-.
2. Исполнительский этап урока.
1) Постановка учебной задачи.
А) Постановка проблемы.
Последний суффикс очень интересный. Дело в том, что у него есть “брат-близнец” – суффикс -ЩИК.
Ребята, запишите фонетическую транскрипцию данных слов:
Возчик, сварщик.
(Кадр 3 презентации. Приложение 1)
Какую орфографическую проблему вы обнаружили?
(произношение не соответствует написанию).
Б) Определение темы и постановка задач урока.
Попробуйте сами определить, над изучением какой темы мы будем работать на сегодняшнем уроке. Правильно “Правописание суффикса чик (щик)”.
Запишите в рабочие тетради тему урока.
(Кадр 4 презентации. Приложение 1)
А какова цель сегодняшнего занятия, чему мы должны научиться, каких результатов достигнуть?
(Кадр 5 презентации. Приложение 1)
2) Исследовательская работа. (Кадр 6 презентации. Приложение 1)
Итак, что мы должны узнать? Я предлагаю вам попробовать ответить на этот вопрос самостоятельно, работая в группах.
Самостоятельное изучение нового материала.
Работа по группам (дифференцированные задания)
Карточка 1. Приложение 2.
(Во время выступления представителей от групп и общего обсуждения участники других групп задают вопросы на понимание.)
3) Проверка правильности восприятия нового материала.
– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных. (Кадр 7 презентации. Приложение 1)
Буквы, притягивающие суффикс –чик-, содержатся во фразе “Я тоже здесь”. Запомните её. (Кадр 8 презентации. Приложение 1)
Физкультминутка.
4) Отработка открытого способа работы с орфограммой.
Упр.244 (устно, по цепочке). Отработка навыка опознавания и проговаривания выбора суффикса. (Кадр 9 презентации. Приложение 1)
Упр. 245 (2 ученика за доской) остальные работают по вариантам.
1 вариант – до слова летчик.
2 вариант – остальные слова, начиная со слова объездчик.
(Кадр 10 презентации. Приложение 1)Взаимопроверка.
(Кадр 11 презентации. Приложение 1)+ Выполнить словообразовательный разбор слова рассказчик
Выполнить морфемный разбор слова автопогрузчик
Вопрос на восприятие:
- “После каких букв пишется суффикс чик?”
- “Какое значение имеют слова с чередующимся суффиксом?”
- “Какой суффикс пишется в словах, обозначающих названия профессий лиц женского пола?”
5)Творческая работа.
(Кадр 12 презентации. Приложение 1)Карточка 2. Приложение 2.
6) Самостоятельная работа.
(Кадр 13 презентации. Приложение 1)А теперь примените полученные вами знания в самостоятельной работе, которую я проверю у всех на оценку. Вы можете пользоваться составленной схемой.
Работа по группам. Дифференцированное задание.
Работа с карточкой 3. Приложение 2.
7) Дифференцированное домашнее задание.
(Кадр 14 презентации. Приложение 1)&
44 правило.1 гр. Упр.247.
2 гр. Упр 246.
3 гр. Упр. 247 составить 5 примеров толкования лексического значения слов по образцу упр.247.
3. Рефлексивно-оценочный этап урока.
(Кадр 15 презентации. Приложение 1)
Посмотрите ещё раз на цели, которые мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их выполнить?
Что не получилось?
Довольны ли вы тем, как прошел урок?
Сумели ли вы показать свои знания?
Что вам в этом помогло?
Мне очень понравилась работа класса на сегодняшнем уроке. Особенно активно работали….
Всем большое спасибо. Урок окончен.
(Кадр 16 презентации. Приложение 1)