Сумеем ли мы воспитать любовь к родному языку?

Разделы: Русский язык


В настоящее время прослеживается тревожная тенденция  падения интереса учащихся к изучению русского языка, которое провоцируется нашим компьютерным веком, засильем кинотеатров иностранными фильмами, а телевидения развлекательными программами, использующими далеко не литературный язык. Школьники, особенно подростки, совсем перестали читать, а общаются в основном сленгом.

Русский язык и литература всегда относились к  числу наиболее трудных предметов. Как же повысить мотивацию и потребность учащихся в систематических занятиях русским зыком? Как заинтересовать ребят серьезной литературой? Отсюда и возникает важнейшая проблема: сумеем ли мы воспитать  любовь к родному языку?

Сумеем. Если уроки родного языка станут прежде всего уроками речевого творчества. При проведении этих уроков  необходимо следовать двум целям:

  • воспитывать отношение к языку как к «предмету предметов»;
  • постоянно вызывать у учеников желание писать, читать и говорить на родном языке.

Структурно такие уроки отражают возможности четырех видов речевой деятельности:

пишу,
говорю,
читаю,
слушаю.

Первый тип урока – «Пиши!»

Название урока дается по преобладающему виду деятельности.
Развитие речи немыслимо  без свободы выбора. Поэтому  на уроках дается как правило не одна тема сочинения и обязательно предлагаются разные виды  работ одновременно: сочинение (по заданной теме или свободное  художественное творчество – рассказ, сказка) и изложение самостоятельно прочитанного, увиденного, т.е. содержания книги, фильма, спектакля. Тематика сочинений может быть бесконечно разнообразна. Источник этого разнообразия сама жизнь, внутренний мир каждого из нас, нравственные, философские, социальные  проблемы прошлого и настоящего. Назову только некоторые  виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

1. Свободное сочинительство – пиши, что хочешь. Этот вид работы исключительно важен для развития речи.
2. «Мой дневник» – пиши о том, что сейчас вспомнишь, переживаешь. Выполнение этой работы  может быть стимулировано знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.
3. «Фантазия – картина» – опиши словами картину, которой нет, которую видишь  только ты в своем воображении.
4. Экскурсия в картинную галерею – сочинения по репродукциям картин профессиональных художников.
5. Сценарий  мультфильма  по выполненным на доске рисункам.
6. Музыкальное сочинение – опиши образы, возникающие в твоем воображении под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
7. Сочинение-продолжение  написанного накануне изложения или диктанта.
8. Сочинение по его началу.

Второй тип урока – «Говори!»

На первом на неделе уроке ребята  рассказывают о том, что прочитали, посмотрели в театре, в кино или сочинили сами. Представленная после выходных дней возможность обмена информации может для кого-то из ребят послужить стимулом к чтению.

Третий тип урока «Запоминай и пиши»

Среди разнообразия уроков по развитию зрительной памяти  можно выделить такое задание: ученики приносят на урок понравившиеся книги, обмениваются ими. Каждый читает предложенную часть абзаца или предложения и пишет по памяти. Завершается урок самопроверкой.

Четвертый тип урока – Записывай под диктовку»

В основе такого урока  – интересный текст, стимулирующий духовное развитие ученика, соответствующий возрастным особенностям школьников, вместе с теми содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, и, разумеется насыщенный орфографически и пунктуационно.
Живой поток  устной и письменной речи – это текст. Воспитательная роль связного текста бесспорна, ведь именно в тексте соединены все элементы грамматики, а внетекстовая  методика отбрасывает назад в речевом развитии. Воспитанию орфографической зоркости способствуют задания типа: найди трудные слова; сделай пропуск там, где не знаешь, что писать. В зависимости от цели и содержания текста либо комментируется каждая фраза, либо анализируется текст в целом.

Пятый тип урока – «Изучай орфографию, пунктуацию и грамматику»

О грамматическом разборе К.Ушинский говорил: «что за скучная и бесполезная меледа для учащихся? Письменный разбор как вещь  совершенно бесполезную мы советуем решительно исключить  и заменить его другими  письменными упражнениями, заключающими в себе  более смысла и занимательности для учащихся». Давно пора перейти к этому мудрому совету.