В настоящее время прослеживается тревожная тенденция падения интереса учащихся к изучению русского языка, которое провоцируется нашим компьютерным веком, засильем кинотеатров иностранными фильмами, а телевидения развлекательными программами, использующими далеко не литературный язык. Школьники, особенно подростки, совсем перестали читать, а общаются в основном сленгом.
Русский язык и литература всегда относились к числу наиболее трудных предметов. Как же повысить мотивацию и потребность учащихся в систематических занятиях русским зыком? Как заинтересовать ребят серьезной литературой? Отсюда и возникает важнейшая проблема: сумеем ли мы воспитать любовь к родному языку?
Сумеем. Если уроки родного языка станут прежде всего уроками речевого творчества. При проведении этих уроков необходимо следовать двум целям:
- воспитывать отношение к языку как к «предмету предметов»;
- постоянно вызывать у учеников желание писать, читать и говорить на родном языке.
Структурно такие уроки отражают возможности четырех видов речевой деятельности:
пишу,
говорю,
читаю,
слушаю.
Первый тип урока – «Пиши!»
Название урока дается по преобладающему виду
деятельности.
Развитие речи немыслимо без свободы выбора.
Поэтому на уроках дается как правило не одна
тема сочинения и обязательно предлагаются
разные виды работ одновременно: сочинение (по
заданной теме или свободное художественное
творчество – рассказ, сказка) и изложение
самостоятельно прочитанного, увиденного, т.е.
содержания книги, фильма, спектакля. Тематика
сочинений может быть бесконечно разнообразна.
Источник этого разнообразия сама жизнь,
внутренний мир каждого из нас, нравственные,
философские, социальные проблемы прошлого и
настоящего. Назову только некоторые виды
работ, которые делают уроки развития речи живыми.
1. Свободное сочинительство – пиши, что хочешь.
Этот вид работы исключительно важен для развития
речи.
2. «Мой дневник» – пиши о том, что сейчас
вспомнишь, переживаешь. Выполнение этой
работы может быть стимулировано знакомством
с опубликованными дневниками разных людей или с
дневниками литературных героев.
3. «Фантазия – картина» – опиши словами картину,
которой нет, которую видишь только ты в своем
воображении.
4. Экскурсия в картинную галерею – сочинения по
репродукциям картин профессиональных
художников.
5. Сценарий мультфильма по выполненным на
доске рисункам.
6. Музыкальное сочинение – опиши образы,
возникающие в твоем воображении под
впечатлением прослушанного музыкального
произведения.
7. Сочинение-продолжение написанного накануне
изложения или диктанта.
8. Сочинение по его началу.
Второй тип урока – «Говори!»
На первом на неделе уроке ребята рассказывают о том, что прочитали, посмотрели в театре, в кино или сочинили сами. Представленная после выходных дней возможность обмена информации может для кого-то из ребят послужить стимулом к чтению.
Третий тип урока «Запоминай и пиши»
Среди разнообразия уроков по развитию зрительной памяти можно выделить такое задание: ученики приносят на урок понравившиеся книги, обмениваются ими. Каждый читает предложенную часть абзаца или предложения и пишет по памяти. Завершается урок самопроверкой.
Четвертый тип урока – Записывай под диктовку»
В основе такого урока – интересный текст,
стимулирующий духовное развитие ученика,
соответствующий возрастным особенностям
школьников, вместе с теми содержащий что-то новое
в интеллектуальном и эмоциональном плане, и,
разумеется насыщенный орфографически и
пунктуационно.
Живой поток устной и письменной речи – это
текст. Воспитательная роль связного текста
бесспорна, ведь именно в тексте соединены все
элементы грамматики, а внетекстовая методика
отбрасывает назад в речевом развитии. Воспитанию
орфографической зоркости способствуют задания
типа: найди трудные слова; сделай пропуск там, где
не знаешь, что писать. В зависимости от цели и
содержания текста либо комментируется каждая
фраза, либо анализируется текст в целом.
Пятый тип урока – «Изучай орфографию, пунктуацию и грамматику»
О грамматическом разборе К.Ушинский говорил: «что за скучная и бесполезная меледа для учащихся? Письменный разбор как вещь совершенно бесполезную мы советуем решительно исключить и заменить его другими письменными упражнениями, заключающими в себе более смысла и занимательности для учащихся». Давно пора перейти к этому мудрому совету.