Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • познакомить учащихся с именем прилагательным;
  • научить определять род имен прилагательных по существенным признакам;
  • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте;
  • вырабатывать умение употреблять прилагательные;
  • в устной и письменной речи.

Задачи:

  1. Сформировать знания о прилагательном как о части речи;
  2. Воспитывать самостоятельность, внимание.
  3. Развивать коммуникативные, мыслительные операции, обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний в традиционной форме

Оборудование урока:

  • доска;
  • учебники «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика»;
  • презентация.

Методы и приемы:

  • Рассказ учителя;
  • Практические упражнения;
  • Метод работы с учебником;
  • Использование ИКТ

По итогам урока учащиеся должны:

  • Знать правило;
  • Определять морфологические, синтаксические признаки прилагательного;
  • Доказывать принадлежность слова к данной части речи;
  • Уметь видеть роль прилагательных в предложении;
  • Отличать прилагательное от однокоренных слов других частей речи.

План урока

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Слово учителя (3 мин)
  3. Работа с §98 (приложение 1, ответ учащегося, запись в тетради) (10 мин)
  4. Практическое упражнение (приложение 2) (5 мин)
  5. Слово учителя (3 мин)
  6. Закрепление материала (17 мин)
  7. Итог урока (5 мин)
  8. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока

I. Организационный момент.
Приветствие класса. Сообщение темы и целей урока.

II. Слово учителя

Я - слово замечательное, -
Сказало прилагательное, -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет -
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.

Учащимся предлагается найти знакомые части речи: существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, предлоги.

Ученик: «Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей?» (приложение 3)

III. Работа с учебником
Откройте, пожалуйста, ваши учебники, §98, прочитайте о том, какие признаки могут обозначать имена прилагательные, подготовьте ответ. (После ответа ученика приложение 1, учащиеся записывают в тетрадь).

IV. Практическое упражнение (приложение 2)

V. Слово учителя
Учитель: Назовите, пожалуйста, морфологические признаки имени существительного.
Ученик: Род, число, падеж.
Учитель: Какая часть речи всегда идет рядом с существительным?
Ученик: Прилагательное
Учитель: Какой вывод о морфологических признаках имени прилагательного, исходя из этого, можно сделать?
Ученик: Морфологические признаки (непостоянные) имени прилагательного – род, число, падеж. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Учитель: Называя признаки предметов, прилагательные обслуживают существительные. Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Начальная форма имени прилагательного – м.р., ед.ч., им.п.
В предложении имена прилагательные бывают определениями или сказуемыми и согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Прилагательные могут распространять существительные, образуя с ними словосочетание.

VI. Закрепление изученного материала

  1. Диктант с комментированием.
    Подчеркните прилагательные, определите их морфологические признаки. Найдите и исправьте ошибки в согласовании прилагательного и существительного. (приложение 4)
    Широкий полоса зимняя дороги между ровный стенами сосновая бора оказалась чудесным. Вся она заросла белая ромашкой, голубая колокольчиками, малиновая иван-чаем. Над хрупкий осыпающимися цветами вились редкий пестро-синий бабочки. Около длинный цветов иван-чая жужжали медуницы, гудел шмель, летали мелкая пичужки.
    (По П. Бажову)
    Ответ ученика: Широкая (ж.р. ед.ч. и.п.) полоса зимней (ж.р. ед.ч. р.п.) дороги между ровными (мн.ч. тв.п) стенами соснового (м.р. ед.ч. р.п.) бора оказалась чудесной (ж.р. ед.ч. и.п.). Вся она заросла белой (ж.р. ед.ч. тв.п.) ромашкой, голубыми (мн.ч. тв.п) колокольчиками, малиновым (м.р. ед.ч. тв.п.) иван-чаем. Над хрупкими (мн.ч. тв.п.) осыпающимися цветами вились редкие (мн.ч. и.п.) пестро-синие (мн.ч. и.п.) бабочки. Около длинных (мн.ч. р.п.) цветов иван-чая жужжали медуницы, гудел шмель, летали мелкие (мн.ч. и.п.) пичужки.
  2. Выборочный диктант. Упр. 264
    Выпишите имена прилагательные, характеризующие одежду человека, в таком порядке:
    1. обозначающие цвет,
    2. размер,
    3. оценку (приложение 5)
    На краю дороги, наклонившись над канавой, стоял человек небольшого роста, одетый самым смешным образом. На нем болтался широчайший серого цвета балахон с двумя крыльями вместо рукавов, ноги его были обуты в желтые башмаки с большими красными пуговицами, а на голове красовалась черная шляпа с такими огромными полями, что издали ее можно было принять за зонтик.
    1. Серого (цвета), желтые (башмаки), красными (пуговицами), черная (шляпа);
    2. Широчайший (балахон), большими (пуговицами), огромными (полями);
    3. Самым смешным (образом).
    Определите морфологические признаки выделенных прилагательных.

VII. Итог урока

  • С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?
    (Сегодня на уроке мы познакомились с именем прилагательным)
  • Что вы узнали об имени прилагательном: значение, вопросы, морфологические, синтаксические признаки?
    (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Морфологические признаки имени прилагательного: род, число, падеж. В предложении является определением)
  • Что показалось трудным? Все ли вы поняли?

VIII. Домашнее задание: § 98 упр. 266.
Прочитайте текст и озаглавьте его словосочетанием с прилагательным. Выпишите из 1-го предложения прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Обозначьте, в чем прилагательные согласуются с существительными.