Переход к информационному обществу, распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании диктуют необходимость поиска новых подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения, формирования новых моделей обучения с использованием средств ИКТ.
Использование ИКТ направлено на достижение следующих целей:
- Повышение качества знаний учащихся за счет использования активных методов обучения, которые отличаются высокой вовлеченностью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного;
- Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе, что, в частности, обусловлено возможностью выбора уровня сложности выполняемых заданий и наличием во многих предлагаемых обучающих программах средств контроля получаемых знаний;
- Активизация познавательной деятельности, подготовка учащихся к использованию информационных источников, формирование элементарных умений и приобретение необходимых навыков работы с компьютером и, как следствие, обеспечение условий для адаптации в современном информационном сообществе
- Рациональная организация учебного процесса, а также процесса подготовки к нему: возможность использования электронных учебников, программ энциклопедического характера, алгоритмов создания сценариев уроков с использованием ИКТ.
Работа с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.[3] Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развитие творческих способностей и креативность принимаемых решений.
Ребенок, увлекаясь сюжетом игры, усваивает правила, подчиняет им свои действия, стремится к достижению результатов.
С этой целью могут быть использованы обучающие программы для младших школьников: серия обучающих программ “Гарфилд второклассникам”(Руссобит-М), “Алик: Занимательная математика” (Руссобит-М)“Приключения на планете чисел” (Бука), “Приключения на планете чисел 2” (Бука), “Тим и Тома. Каникулы на тропическом острове” ( Новый диск), “Супердетки” Веселый диктант” ( Новый диск), “Дракоша и занимательная история России” (Медиа 2000), “Мир природы” ( Новый диск),“Пятачок в волшебном лесу” (Бука),“ Моё тело. Как оно устроено?” ( Новый диск),“ Правила дорожного движения” ( Новый диск) и многие другие.
Но чаще всего обучающие программы пока недостаточно гармонично вписываются в учебный процесс.
Наиболее качественным будет мультимедийный урок, который разработан самостоятельно с использованием электронных ресурсов. Когда учитель сам может скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, предмета, темы и целей, будет достигнут еще больший учебный эффект.
В качестве основного средства для подготовки собственных мультимедиа материалов (учебных видеоуроков) может использоваться популярная программа для подготовки презентаций Microsoft PowerPoint. Это приложение Microsoft Office позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. С помощью этой программы можно создать
- обучающую презентацию
- анимированные кроссворды
- ребусы
- тест закрытого типа, когда из предложенных вариантов ответа ребенок должен выбрать один ответ
- тест открытого типа, когда учащиеся записывают ответ сами, пользуясь клавиатурой компьютера.
- виртуальные экскурсии ( в мир природы, архитектуры, живописи).
Кроме того Microsoft PowerPoint позволяет самостоятельно разрабатывать игровые обучающие программы по различным предметам в зависимости от темы и целей урока. Ребенку предлагается выбрать один элемент игры, соответствующий условию задания, сделав по нему щелчок левой клавишей мыши. В случае правильного выбора элемент игры выполняет определенное действие, наглядно показывающее ученику его правоту, и во многих игровых программах появляется управляющая кнопка, позволяющая ребенку перейти на другой слайд. При ошибочном выборе тоже происходят действия с элементами игры, но другого плана. Все эти действия возможны в программе MS PowerPoint через эффекты анимации с записью времени с помощью триггера.
Приведу несколько примеров игровых обучающих программ, созданных мной для уроков русского языка во 2 и 3 классе по программе “Школа России”:
- Однокоренные слова (приложение 1)
- Парные согласные (приложение 2)
- Проверь согласную (приложение 3)
- Безударные гласные (приложение 4)
- Словарные слова (приложение 5)
- Правописание проверяемых безударных гласных и парных согласных в корне слова (приложение 6)
- Правописание суффиксов –ек– и –ик– в именах существительных (приложение 7)
- Гласные и согласные в приставках (приложение 8)
Цель игры: закрепление понятия “однокоренные слова”, различение слов одинаковых по написанию, но разных по лексическому значению.
Детям предлагается найти из предложенных слов однокоренные слова. Если слово выбрано верно – оно меняет цвет и в нем выделяется корень, если нет – то слово уменьшается.
Цель игры: знакомство с согласными парными по звонкости и глухости.
Детям предлагается выбрать левой клавишей мыши букву – “подружку”. При правильном выборе буква перемещается к своей паре, при неправильном выборе она исчезает.
Цель игры: закрепление способов проверки парной согласной в корне слова.
Детям предлагается выбрать левой клавишей мыши пропущенную букву. Если буква выбрана верно – она перемещается в слово, и появляется кнопка, позволяющая перейти на следующий слайд. В случае затруднения ребенок может воспользоваться подсказкой, которая через некоторое время исчезает.
Цель игры: закрепление способов проверки проверяемой безударной гласной в корне слова.
Цель игры: закрепление написания непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Цель игры: закрепление способов проверки проверяемой безударной гласной и парной согласной в корне слова.
Цель игры: закрепление способов проверки написания суффиксов –ек– и –ик– в именах существительных.
Цель игры: знакомство с приставками. Запоминание приставок русского языка, употребляемых в начальной школе.
Эти программы:
- Позволяют разнообразить виды деятельности на уроке
- Усиливают концентрацию внимания
- Развивают самостоятельное мышление
- Учат ребенка быстро переключаться с одного действия на другое
- Ускоряют запоминания нового материала и делают его более осмысленным и долговременным
- Развивают у детей способность к обобщению и классификации
Эти программы можно использовать как при изучении нового, так и для закрепления изученного материала. Эта работа может проводиться коллективно и индивидуально, в зависимости от целей урока и уровня подготовленности учащихся.
Слайды игровых обучающих программ не меняются автоматически, переход осуществляется самим учащимся по мере выполнения задания. Это позволяет работать с игровыми обучающими программами учащимся различных уровней подготовленности с учетом индивидуальных особенностей.
Дети охотно выполняют такие задания, с удовольствием работают на компьютере.
Однако компьютерные технологии должны составлять лишь часть учебного процесса; не заменять, а дополнять другие средства обучения, разумно сочетая с традиционными технологиями. Учителю, профессионально владеющему содержанием курса начальной школы, следует так организовывать учебно-познавательную деятельность детей, чтобы она предполагала обращение к компьютерным технологиям в педагогически целесообразных ситуациях.
Информационные ресурсы
- Компьютерные технологии в работе учителя./ С. В. Банников – Журнал “Справочник классного руководителя” №12, декабрь, 2007.
- Педагогический дизайн мультимедийного урока./ Г. Аствацатуров – http://vio.fio.ru (21.05.2008г.)
- Сеть творческих учителей – http://www.it-n.ru