Работа над заданием части С на ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык


УРОК №1. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (частьС1 в ЕГЭ) по тексту Л.Павловой

(1) 3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2) Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(З) Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4) Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах,

(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7) Главное - наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8) 3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10) Они в грубой форме обрывают оппо­нента, унижают ого оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех, обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорись умение на лету уловить изменения в поведении, своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(По Л.Павловой)

Цель и задачи урока:

  • формировать у учащихся навыки понимания прочитанного, учить рассуждать на заданную тему;
  • формировать лингвистические умения работы с текстом;
  • воспитывать желание правильно вести разговор, уважать оппонента.

I. ПОВТОРИТЬ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАДАНИЕ С1.

К1

Сформулировать проблему исходного текста

1 балл

К2

Комментарий к проблеме

2 балла

К3

Позиция автора текста

1 балл

К4

Позиция экзаменующегося

2 балла

К5

Смысловая цельность, связность, последовательность

3 балла

К6

Яркость, образность, выразительность речи учащегося

3 балла

К7

Оценивается грамотность

2 балла

К8

2 балла

К9

2 балла

К10

2 балла

Итого часть С1=20 баллов

II. ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

Учитель: Прочитаете текст, определите стиль речи, тип текста.

Учащиеся: Публицистический стиль. Тип речи – рассуждение с элементами повествования.

Учитель: Давайте вспомним, чем характеризуется текст публицистического стиля. Докажите свой выбор.

Учащиеся:

  • Для публицистического стиля присущи эмоциональность, образность. С первых сток Л.Павлова желает воздействовать на читателей («знаете ли вы», «понаблюдайте за своими товарищами…»)
  • Автор текста поднимает социально-значимую проблему, старается привлечь к ней внимание читателей, используя широко, кроме нейтральной лексики, высокие, торжественные слова, фразеологизмы «как на войне», «наголову разбить противника», «боевая готовность», «уловить на лету», эпитеты («непозволительный», «оскорбительный», «пренебрежительный», «презрительный», «насмешлив»), которые складываются в ряд однотонных членов («обрывают оппонента», «унижают…», «говорят пренебрежительным тоном…») позволяют увидеть негативное отношение автора к малосимпатичным спорщикам. В тексте много частиц, междометий, вводных слов, использованы риторические вопросы, обращения…

Подведем итог: каким может быть вступление к сочинению по данному тексту, учитывая его стилистическую принадлежность?

Возможные вступления к тексту:

  • Текст А.Павловой – это яркий примет публицистического стиля речи.
  • (используем назывные предложения и риторические вопросы) Спор…Дискуссия…Полемика…Почему люди используют эти формы общения? Всегда ли им удается культурно вести диалог?
  • (можно использовать пословицу, поговорку или афоризм) Мудрые утверждают: «В споре рождается истина».

Учитель: Следующим этапом подготовки к сочинению является формулирование проблемы исходного текста. Основная проблема текста?

Учащиеся:

  • Автор предлагает читателям разобраться в том, что является главным в споре, определить для себя стратегию поведения во время полемики.
  • Задача автора предложить обсуждение вопроса о манере поведения во время спора, об общей культуре ведения дискуссий, о культуре взаимоотношений…

Учитель: Давайте прокомментируем проблему исходного текста. Л.Павлова предлагает читателям самостоятельно определить для себя стратегию поведения во время полемики, она выделяет три основных манеры вести спор. Найдите в тексте ключевые слова, характеризующие каждую группу спорщиков.

Учащиеся: Одни держаться уважительно, не допускают резкого тона, желают разобраться в обсуждаемой проблеме, внимательно слушают собеседника. Для других спор – это поединок. Главное для них – разбить наголову противника, поставив в невыгодное положение. Говоря о них автор не скрывает иронии. Характеризуя третьих, Л.Павлова передает негативное отношение к малосимпатичным участникам спора – «невоспитанные люди», «горе-спорщики», обрывают оппонента, унижают его, насмешливо переглядываются…

Учитель: какова же позиция автора исходного текста?

Учащиеся: «поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения…»

Учитель: попробуйте сформулировать собственную позицию.

Учащиеся:

  • С автором трудно не согласиться…
  • Я не могу не согласиться с автором…

Учитель: докажите свою позицию.

Учащиеся: Я часто встречаю людей, которые не умеют или не хотят прислушиваться к нужному мнению, если они в чем-то уверенны. Иногда они ведут себя некорректно, даже грубо. Я сам замечаю за собой, что вести себя сдержанно в разговоре с такими людьми у меня не всегда получается…

III. СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ Л.ПАВЛОВОЙ

Приложение 1

Содержание сочинения учащегося:

К1

Сформулировать проблему исходного текста

1 б.

К2

Комментарий к проблеме

2 б.

К3

Позиция автора текста

1 б.

К4

Позиция экзаменующегося

2 б.

К5

Смысловая цельность, связность, последовательность

3 б.

К6

Яркость, образность, выразительность речи учащегося

3 б.

К7

Оценивается грамотность

2 б.

К8

2 б.

К9

2 б.

К10

2 б.

Итого часть С1=20 баллов.


УРОК №2. Анализ ошибок, допущенных в сочинениях учащихся по тексту Л.Павловой. Редактирование сочинения.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя (зачитываются лучшие работы, отмечаются наиболее типичные ошибки);
  2. Работа с предложенными вариантами сочинений:
  3. Индивидуальное задание ученикам-экспертам (заранее оценить тексты по критериям, выставить заработанное количество баллов);
  4. Обсуждение текстов со всем классом.
  5. Самостоятельная работа над ошибками в сочинениях учащихся.

Предложенные варианты сочинений:

1. В споре рождается истина.

Мудрые утверждают, что в споре рождается истина. Автор текста А.Павлова поднимает проблему неумения вести спор. Она утверждает, что люди спорят по-разному. Одни держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к запрещённым приёмам. Другие начинают чувствовать себя, как на войне, применяя непозволительные уловки. Также есть и горе-спорщики, которые нарушают все правила. Таким образом, поведение спорщиков влияет на успех обсуждения, в этом убеждена А.Павлова, автор текста.

Я не могу не согласиться с автором, так как неумение вести спор может привести к непредсказуемым последствиям.

Я была свидетелем одного инцидента. Двое парней увлечённо о чём-то беседовали. Постепенно их разговор начал перерастать в спор, напоминавший сражение на поле битвы. Каждый отстаивал свою точку зрения. В итоге, парни не только испортили себе настроение, но и чуть не стали врагами. Именно поэтому необходимо уметь вести спор и держаться уважительно по отношению к собеседнику. 

2. В споре рождается истина.

Мудрые говорят: «В споре рождается истина». Но что значит правильно вести себя в споре и самое главное, как люди ведут себя во время спора?

По утверждению А.Павловой, люди в споре ведут себя по-разному. Она делит их на три группы. Одни держатся уверенно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. Они спорят с удовольствием, желая разобраться с проблемой.

Другие же во время спора чувствуют себя, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное - наголову разбить противника.

Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они унижают, оскорбляют, говорят презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями - одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, влияет на успех в споре, поэтому нужно понимать особенность манеры спорить, то есть уметь на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, что позволяет ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

Автор убеждён в том, что плодотворным бывает только такой спор, в котором оппоненты проявляют внимание и уважительное отношение друг к другу.

Я поддерживаю позицию автора и согласна с тем, что поведение участников спора влияет на успех обсуждения проблемы. Если спорящие держатся уважительно по отношению друг к другу, внимательно анализируют доводы оппонентов, и основательно аргументируют свою позицию, то во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение и желание разобраться в обсуждаемых проблемах.