Форма урока – урок-стихотворение (подобная форма урока предполагает изучение нового или закрепление материала изученного на примере одного стихотворения; найти такой «многоохватный» дидактический материал достаточно сложно, поэтому приходится писать нужное стихотворение самой).
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цели урока:
- обучающая – знакомство со смысловыми группами сочинительных союзов, их назначением, функционированием в тексте;
- развивающая – развивать навык различение союзов сочинительных и подчинительных, различения сочинительных союзов разных групп.
Оборудование: раздаточный материал в виде карточек и таблицы.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый через эвристическую беседу, исследовательский (при анализе текста); мнемонические цветовые схемы для облегчения запоминания.
Технология – творческого деятельностного подхода.
Уровни усвоения знаний, учебной информации:
- восприятие, осознание, фиксация информации
- усвоение способов применения по образцам
- творческое применение знаний при анализе текста
Содержание учебного материала отличает практическая направленность и дифференциация контрольных тестов по трём уровням сложности.
Обратная связь:
- визуальная (наблюдение учителя за всеми учениками на уроке);
- выборочно-содержательная (опрос отдельных учащихся на этапах повторения, закрепления предыдущей темы);
- фронтально-содержательная (беседа со всем классом на этапе аналитической беседы и составления таблицы).
Ход урока
1. Организационный момент (встреча с учениками, смена тетрадей, запись числа и вида работы (классная).
2. Комментарий к оценкам за домашнее задание.
Работа по карточкам:
Карточки 1-2
карточки с работой над индивидуальными ошибками в домашнем задании – на отдельных листах или в тетради;
карточки 3-6 – у доски выполняют ученики во время общей фронтальной беседы.
Карточка 3.
Составьте и запишите предложения, в которых слова:
согласно
вокруг
вблизи
выступали бы то в роли наречия, то как предлоги.
В получившихся предложениях обозначьте части речи.
Карточка 4.
Составьте и запишите предложения со словами:
В течение – в течении
Вследствие – в следствии
Не смотря на – несмотря на
Укажите части речи этих слов в получившихся предложениях.
Карточка 5.
Составьте и запишите предложения со словами:
на счёт – насчёт
вроде – в роде
в течение – в течении
Укажите части речи этих слов в получившихся предложениях.
Карточка 6.
Составьте и запишите предложения со словами:
В продолжение – в продолжении
На счёт – насчёт
Ввиду – в виду
Укажите части речи этих слов в получившихся предложениях.
3. Фронтальная беседа по повторению изученного материала:
- Какую часть речи мы сейчас изучаем? (союзы)
- Что такое союз?
- Какие 2 типа союзов вы знаете? В чём разница между ними?
- Как приставка передаёт значение союзов? ( речь идёт о приставках со- и под- в словах сочинительные, подчинительные)
- Составьте предложения по схемам (графические схемы предлагаются на отдельных карточках-листах, схемы учитель подбирает по уровню сложности, подходящему данному классу)
И ответьте на вопросы по схеме:
– Какие союзы использованы в схеме?
– Как будут называться такие предложения?
– Чего не хватает на схеме?
4. Проверка сделанного по карточкам у доски.
5. Целевая установка:
Сегодня мы продолжим углубляться в тему «Союзы»: познакомимся с группами сочинительных союзов, их значениями, будем формировать навык различения видов сочинительных союзов и постановки знаков препинания при них.
Кстати, выбор пути изучения темы за вами:
- от анализа примеров к теоретическим выводам или
- от теории учебника к разборам практических примеров.
(Если выбирают второй путь изучения, то ход работы таков:
- Чтение теории в учебнике
- Анализ прочитанного, составление таблицы в Грамматическую тетрадь
- Поиск в тексте стихотворения примеров на каждую группу союзов
- Запись стихотворения, расстановка знаков препинания, составление схемы каждого предложения)
6. Объяснение нового материала путём эвристической беседы
(так как это импровизационная беседа, то приводимый ниже план примерный)
– Перед вами стихотворение одного хорошо знакомого вам автора (перед каждым учеником лист с текстом). Оно о том, что вам сейчас так хорошо знакомо, о том, что происходит сейчас на улице и в ваших головах. Прочтём его:
(1) Звенит капель и солнце светит
А по утрам ещё свежо!
(2) И ребятне и взрослым людям
Сегодня дышится легко.
(3) Не только шубы но и шапки
Долой с отчаянных голов!
(4) Мы б и пальто сегодня сняли
Да слишком мамин взгляд суров.
(5) Весь школьный двор как на ладони:
То Димка камешек метнул
То Лешка запустил кораблик
То в луже Петька утонул.
(6) И пусть твердят про холод мамы
И пусть действительно свежо…
(7) Но всё ж весна на белом свете
И это братцы хорошо!
– ? Какие знакомые сочинительные союзы вы здесь видите?
– ? В каких предложениях использован союз И? Что он соединяет? (1, 2, 6; с точки зрения синтаксиса - однородные члены в предложении 2, части сложного предложении в предложении 1; с точки зрения семантики предложений – предметы, события одного порядка, признаки одного явления, т.е. однотипные)
– ? А какие из союзов в других предложениях по значению можно заменить союзом? ( союз не только…но и в предложении 3, это составной (двойной) союз)
– ? Если эти союзы (одиночный союз И, повторяющиеся союз И..И..И, составной союз) соединяют однородные факты, явления события, то какое бы название можно было дать это группе союзов? (соединяющие, однородные, однополярные, соединительными)
Обводим все названные союзы в стихотворении в овалы синего цвета.
=> Заполняем табличную форму, предложенную каждому ученику (первую строку и первый столбик) синим цветом:
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ | ||
Соединительные | ||
И И…И…И… НЕ ТОЛЬКО…НО И… КАК…ТАК И …. |
–? В каких предложениях есть союз НО, что он соединяет? (7 предложение, присоединяет последнее предложение к стихотворению, т.е. к тексту)
–? А какие союзы и в каких предложениях можно заменить союзом НО? (союз А в предложении 1, союз ДА в предложении 4)
–? Что соединяют эти союзы в предложениях 1 и 4? А по смыслу? (части сложного предложения, а по смыслу одни явления, события, герои словно противостоят, противоречат, не соглашаются с другими, из другой части)
–? Какое название вы бы дали союзам А, НО, ДА (=НО)? (сопротивляющиеся, противостоящие, противоположные, противительные)
Обводим все названные союзы в стихотворении в овалы красного цвета.
=> Заполняем форму табличную, предложенную каждому ученику (второй столбик) красным цветом:
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ | ||
Соединительные | Противительные | |
И И…И…И… НЕ ТОЛЬКО…НО И… КАК…ТАК И …. |
НО А ДА (=НО) ОДНАКО ЗАТО |
–? В каком предложении действия словно распределены, разделены между действующими лицами, словно осуществляется выбор между тем и другим? (в предложении 5)
–? Какой союз помогает это показать? Что он соединяет? (союз ТО…ТО…ТО..; соединяет части сложного предложения)
–? На какой союз с натяжкой, но можно было бы заменить? (союз ИЛИ)
–? Какое название вы бы дали союзу ТО..ТО…ТО..? (выбирающий, разграничивающий, разделительный)
Обводим части названного союза в стихотворении в овалы зелёного цвета.
=> Заполняем форму табличную, предложенную каждому ученику (третий столбик) зелёным цветом:
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ | ||
Соединительные | Противительные | Разделительные |
И И…И…И… НЕ ТОЛЬКО…НО И… КАК…ТАК И …. |
НО А ДА (=НО) ОДНАКО ЗАТО |
ТО…ТО…ТО… НЕ ТО…НЕ ТО.. ИЛИ ИЛИ…ИЛИ… |
Читаем текст параграфа «Виды сочинительных союзов», уточняем позиции, сравниваем выводы свои и положения теории учебника. Ещё раз обращаем внимание на то, что соединяют эти союзы как однородные члены, так и части сложного (сложносочинённого) предложения.
7. Закрепление изученного материала
1 задание
Анализ и запись каждого предложения из стихотворения с обязательным составлением схемы однородных членов или сложного предложения соответственно. Над союзами подписываем разряд.
!! Сопутствующие вопросы при этой письменной работе:
к предложению 1 – Из скольких частей состоит это сложное предложение? (трёхчастное) Как называются СП с сочинительными союзами? Свежо – какая часть речи? (слово категории состояния)
к предложению 2 – Как называются союзы из нескольких одинаковых частей? (повторяющиеся) Как ставятся запятые при таких союзах? (перед вторым членом однородного ряда)
к предложению 3 – Как называются союзы из двух разных частей? (составные) Могут ли такие союзы соединять части сложного предложения? (да) Приведите примеры. Обратите внимание, что запятая ставится только перед второй частью
к предложению 4 – Какие два значения имеет союз ДА? В каком значении он в этом предложении? Приведите примеры русских пословиц сразными значениями союза ДА. (Щи да каша – пища наша. Мал золотник, да дорог) Назовите сказуемые каждой части, чем они выражены? (сняли б – глагол в сослагательном наклонении, суров – краткое прилагательное)
к предложению 5 – Какой тип союза нам встретился вновь? (повторяющиеся) В чём отличие от предложения 2? (Там был повторяющийся союз при однородных членах, здесь – им связаны части сложного предложения)
к предложению 6 – Чем будет похожа схема предложения 5 на предыдущую схему? (повторяющийся союз вновь связывает части сложного) Чем во второй части выражено сказуемое? (свежо – слово категории состояния)
к предложению 7 – Почему предложение начинается с союза НО? (соединяет не части предложения, а части текста) Какое слово не является членом предложения? (братцы - обращение) Как это отразится на пунктуации предложения? (выделим обращение запятыми)
Итак, у нас получилось такое стихотворение:
(1) Звенит капель и солнце светит,
А по утрам ещё свежо!
(2) И ребятне, и взрослым людям
Сегодня дышится легко.
(3) Не только шубы, но и шапки
Долой с отчаянных голов!
(4) Мы б и пальто сегодня сняли,
Да слишком мамин взгляд суров.
(5) Весь школьный двор как на ладони:
То Димка камешек метнул,
То Лешка запустил кораблик,
То в луже Петька утонул.
(6) И пусть твердят про холод мамы,
И пусть действительно свежо…
(7) Но всё ж весна на белом свете,
И это, братцы, хорошо!
- ? Прочитайте стихотворение выразительно.
- ? Каково настроение автора?
- ? А вы с каким чувством встречаете весну?
- ? Попробуйте сейчас составить предложения о весне, вашем весеннем настроении, используя союзы из составленной нами таблицы?
(Звучит Сен-Санс, идёт слайд-шоу с весенними пейзажами)
=> Учащиеся читают предложения, 2-3 самых удачных, по общему мнению, записываем на доске, разбираем по составу, составляем схему.
8. Подведение итога урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Как вы могли бы продолжить фразу:
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ…
УЗНАЛИ…
УДИВИЛИСЬ…
ПРОЯВИЛИ…? (учащиеся отвечают)
Кстати, автор стихотворения приглашает вас к соревнованию: в качестве альтернативного домашнего задания предлагает написать небольшое стихотворение о весне, чтобы в нём обязательно были сочинительные союзы всех трёх видов.
Если же вы не хотите сочинять – упр. 287.
Но для всех – учить ещё и параграф 62, и таблицу из грамматической тетради.