Русский язык
-
Практическое задание. Филворд. Слова-синонимы. 2-й класс 2022
Представлено практическое задание для учащихся 2-го класса по теме "Слова-синонимы" в форме филворда.
-
Технологическая карта бинарного урока литературы и русского языка. Тема урока: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…» 2022
Цель урока: выявление уровня знаний обучающихся 9-го класса по учебным предметам «Литература» и «Русский язык», создание условий для самооценки обучающихся; развитие познавательного интереса к предметам гуманитарного цикла, умения работать в группе.
-
ОГЭ по русскому языку задание №2 2022
Представлено задание №2 ОГЭ по русскому языку.
-
Знакомимся с главными членами предложения 2022
Представлена презентация к уроку русского языка в 3-м классе по теме "Главные члены предложения".
-
Обучающее изложение "Медвежонок". 2-й класс 2022
Представлена обучающая презентация к написанию изложения «Медвежонок» для 2-го класса.
-
Формирование речевой компетенции обучающихся на уроках русского родного языка 2022
Формирование речевой компетенции – процесс длительный и сложный, должен осуществляться планомерно и целенаправленно. Учитель должен обучать русскому родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства, как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них" 2022
Урок русского языка «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них» позволяет учащимся 9-го класса закрепить материал по теме и подготовиться к итоговой аттестации. Занятие построено на основе использования методики «полетного» повторения (системы постоянного попутного повторения изученного), проблемного обучения, индивидуальной и групповой работы, что позволяет эффективно закрепить изученный материал и эффективно подготовиться к письменному экзамену по русскому языку.
-
Орфографическая игра "Прогулка по городу" 2022
Орфографическая игра «Прогулка по городу» представляет собой дидактическую игру и помогает закрепить орфограмму «правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Игра предназначена для 5–6-х классов и может проводиться в индивидуальной или командной форме как мероприятие, а также можно использовать отдельные задания как элемент учебного занятия. Учащимся предлагается объяснить правописание слов на указанную орфограмму, все слова объединены по тематическим группам городских объектов: больница, музей, театр, парк и т.д.
-
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2022
Для развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы огромную роль играет использование инновационных педагогических технологий. Преимуществами инновационных педагогических технологий в том, что они позволяют учащимся на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта; помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. Все приемы формирования читательской грамотности, используемые автором на уроках русского языка и литературы, условно разделены на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.
-
Дидактическая игра-путешествие "Страна Фонетики" 2022
Дидактическая игра-путешествие «Страна Фонетики» поможет совершить увлекательное путешествие по планете Лингвистики с посещением страны Фонетика. Игра предназначена для 5–6-х классов и содержит разные вопросы и задания, направленные на выявление уровня знаний учащихся по фонетике и проверку умений учащихся применять полученные сведения. Чтобы успешно завершить путешествие и заслужить победу, ученики должны будут выполнить задания разного характера: ответить на теоретические и шуточные вопросы, правильно понять транскрипцию, составить «чудесный квадрат» и «лингвистический квинтет», собрать пословицу по слогам и многое другое.
-
Формирование графических и каллиграфических умений младших школьников в урочной и внеурочной деятельности 2022
С самого начала поступления в школу ученика начинают обучать таким первоначальным навыкам письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Задача формирования графических умений выступает как одна из главных проблем в образовании, из ключевых задач школы. Огромное внимание при обучении начальному письму уделяется формированию условий, при которых бы совершалось органическое объединение слуховых, артикуляционных, визуальных, двигательных и звуковых компонентов. Это даст возможность создать у обучающегося графический навык и каллиграфические умения, которые будут фундаментом для формирования письменной речи в последующем, по мере овладения закономерностями родного языка. Поэтому, в момент обучения детей письму, педагогу нужно заботиться о выработке графических и каллиграфических умений как необходимого действия.
-
Тема методической разработки: «Я познаю слово» 2022
Стоит ли говорить о том, что словари – наши помощники? В словарях можно найти любую информацию о слове: как образовано, значение, правописание, состав слова, синонимы и т.д. Но ключевым остаётся вопрос: как показать ребёнку, что словарями пользоваться полезно, современно? Расширение знаний о том, как и где найти нужное слово, а самое главное, зачем искать слово, какую информацию о слове можно узнать из энциклопедии, актуализирует выбор темы. Разработку урока можно использовать при изучении лексики в 5–6-х классах.
-
Открытый урок в 6-м классе "Морфемный и словообразовательный разбор" 2022
Цели урока: создать условия для применения морфологического и словообразовательного разбора; развивать навыки анализа правописания слов с чередующимися гласными в корне слова; уметь осуществлять структурно-содержательный анализ текста; через проведение дискуссии выйти на нравственную оценку своих поступков и поступков людей.
-
Конспект урока русского языка по теме "Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце" 2022
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
-
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнительными" 2022
Задачи урока: находить СПП с придаточными сравнения в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают; отличать СПП с придаточными сравнения от СПП с придаточными, внешне сходными с ними; продолжить подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы; совершенствовать пунктуационные навыки.
-
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе «Обобщение знаний об имени прилагательном» 2022
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных в предметной области «Русский язык» по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном».
-
Методическая разработка урока по русскому родному языку на тему «Тексты описательного типа». 6-й класс 2022
Цели урока: повторить типы и стили речи, систематизировать знания о строении текста-описания, выявить особенности данных текстов; развивать навыки работы с текстом; познакомить с терминами: дефиниция, ситуативная и квалификационная дефиниции.
-
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2022
Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности как одного из базовых компонентов образования личности. В статье представлен опыт использования методов и приемов на уроках русского языка и литературы при работе с текстом для развития и совершенствования компонентов читательской грамотности.
-
Тематическая группа "Одежда" в произведениях Н.В.Гоголя 2022
Среди замечательных людей, составляющих славу и гордость русской культуры, выдающееся место принадлежит Н.В.Гоголю. Чтобы вполне понять и оценить язык Н.В.Гоголя, необходимо хорошо знать его эпоху, выявить особенности его словоупотребления, представить себе мировосприятие писателя. В языке Гоголя нет полых слов. Мощная выразительная и изобразительная сила гоголевского языка основывалась на умении писателя сделать слово точным, конкретным, пластичным. Особенно интересным представляется исследование особенностей функционирования в его произведениях тематической группы «одежда». Тематическую группу «Одежда» в произведениях Н.В.Гоголя представляют головные уборы, верхняя и нижняя одежда, обувь.
-
Синонимы 2022
Представлена презентация к уроку русского языка по теме "Синонимы".
-
Языковой анализ в системе обучения русскому языку. Методические рекомендации по порядку проведения видов разбора по учебному предмету «Русский язык» 2022
В практике преподавания русского языка в общеобразовательной школе одним из видов учебной деятельности является анализ языковых единиц на основе полученных теоретических знаний: анализ звукового состава слова, морфемного состава слова, слова как единицы лексической системы языка, слова как части речи, анализ словосочетания и предложения как единиц синтаксиса, анализ текста. Анализ языковых единиц проводится на уроках русского языка на основе наблюдения, сопоставления и сравнения языковых единиц, явлений, форм, структур.
-
Повторение изученного по разделу "Фонетика". Гласные и согласные звуки" 2022
Методическая разработка урока (учебного занятия) предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой урок-повторение по разделу «Фонетика» в 5-м классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика». Гласные и согласные звуки». Методическая разработка содержит задания различного уровня сложности. Данная разработка поможет учителям русского языка и литературы организовать работу учащихся на уроках с применением игровых технологий, осуществить формирование различных УУД. В работе представлены задания для отработки и проверки полученных заданий. Использование данной разработки поможет учителю организовать работу учащихся на уроках текущего контроля, используя материал заданий.
-
Правописание слов с сочетаниями жи–ши. 1-й класс 2022
Представлена презентация к уроку в 1-м классе "Правописание слов с сочетаниями жи–ши".
-
Формирование навыка орфографической зоркости младших школьников 2022
Работая учителем, я пришла к выводу, что проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что учащиеся не видят орфограмму, не умеют применять на практике правила правописания. Письмо – это вид речи, с помощью которого человек выражает свои мысли. Необходимо, чтобы при письме общение между пишущим и читающим было наиболее точным. В устной речи точности высказывания способствуют интонация, паузы, мимика, жесты. В письменной речи решению этой задачи во многом способствует орфография. В начальной школе возможно добиться от ученика понимания роли правописания как средства передачи мысли при письме и показать ему значение орфографических правил для наиболее точного оформления этой мысли.
-
Внеклассное занятие по русскому языку. Фразеологическая викторина (2–3-е классы) 2022
Цель урока: познакомить учащихся с происхождением фразеологизмов; учить понимать их значение и употреблять в речи; способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.
-
Написание безударных окончаний личных глаголов. 4-й класс 2022
Цель урока: формирование навыка обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов настоящего времени по алгоритму; развитие орфографических навыков, формирование умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме, правильного написания безударного личного окончания глагола.
-
Сценарий открытого мероприятия "Библиографическая игра «За далью Даль»", по толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля 2022
Мы начнем игру по словарю В.И.Даля, где каждый тур уведет в свою даль: природную, историческую, сказочную, литературную, мистическую и прикольную. С каждой далью мы будем открывать для себя даль культуры родного языка, и за каждой далью будет Даль.
-
Фразеологизмы, их типы и особенности строения. Стилевое и речевое бытование фразеологических единиц 2022
Русский язык – это национальный язык русского народа, обладающего богатейшими традициями, высочайшей культурой. Научное изучение русского языка начинается там, где к объективно протекающему процессу овладения родной речью прибавляется элемент осознания свойственных языку закономерностей. Одной из важнейших задач изучения русского языка является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. Овладение фразеологическим богатством русского языка помогает в значительной степени повысить культуру речи, которая, к сожалению, недостаточно высока и оставляет желать лучшего.
-
Конспект интегрированного урока в 7-м классе "Устное описание картины якутского художника А.Чикачёва «Счастье»" 2022
Урок развития речи по русскому языку в 7-м классе представляет совместный урок учителя русского языка и учителя-логопеда. Перед тем, как учащиеся приступят к описанию картины, учитель-логопед проводит с ними нейрогимнастику, которая помогает активизировать память, внимание, мышление и речь.
-
Урок русского языка во 2-м классе «Письмо другу» 2022
Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка во 2–3-х классах, а также во внеклассной работе. Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма другу. Систематический анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок. Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к людям. Цель урока: познакомить с понятиями «письмо», правилами его написания.