Неопределенные местоимения

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: местоимение, Неопределенные местоимения


Цель: ознакомление обучающихся с новым разрядом местоимений - неопределенные местоимения.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования;
  • сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
  • определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.

Развивающие:

  • развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения);
  • способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.
  • способствовать формированию уважительного отношения друг к другу.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Слово учителя

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть Вас на нашем уроке. Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.

- Я хотела бы сегодня урок начать с орфографической разминки: раскройте скобки и объясните написание:

чита…ш. . про себя, необ…ятные просторы, держ…ш… себя в руках, (из)(за) ненастной погоды, (ярко)б..гровый закат, (не) беспокойся (обо) мне, пр…близит…ся (к) нему.

- Составить с одним словосочетанием предложение, произвести его синтаксический разбор.

- Подберите синонимы к слову НЕОБЪЯТНЫЕ (бескрайние, необозримые), произвести его морфемный разбор.

Презентация

3. МОРФЕМНЫЙ КОНСТРУКТОР (слайд 5)

- Как по-вашему, ребята, что нам предстоит сегодня сделать? (познакомиться со следующим разрядом местоимений)

- А для чего нам это надо (чтобы умели отличать их от других местоимении, умели правильно писать и использовать правильно в тексте)

- Совершенно верно, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним разрядом местоимений, а для того чтобы узнать название этой веточки я предлагаю вам выполнить такое задание.

МОРФЕМНЫЙ КОНСТРУКТОР (слайды 6-8)

- У выделенного слова в предложении возьмите корень слова

Вот если бы мне удалось увидеть хоть краешек не покрытого тучами неба, я смог бы сказать определенно, куда мы летим.

- От выделенного слова в предложении Неширокая река протекала в конце деревни возьмите приставку и прибавьте тому корню.

- В следующем предложении взять суффикс выделенного слова и добавить к нашему корню

Я смотрел на улицы, освещенные лучами яркого кавказского солнца.

- В прилагательных следующего отрывка выделить окончания и прибавить это окончание к нашему слову:

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(С.А.Есенин)

- Какое слово у вас получилось?

- НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ

Учитель: Записываем тему сегодняшнего урока «Неопределённые местоимения».

- Какова же цель нашего урока? Чему вы должны научиться?

- А что значит «неопределённый»? (Ответы учащихся)

Словарь С.И.Ожегова определяет значение слова «неопределённый»:
1. Точно не установленный;
2. Не вполне отчётливый, уклончивый. (Слайд № 9)

- Верно, сегодня мы посмотрим особенности данного разряда, научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль, определим условия для слитного, раздельного и дефисного написания этих местоимений.

4. Лингвофизминутка

Что-нибудь, кое с кем, некто, кое к кому, некоторый, кое-кому, чьи-нибудь, несколько, нечто, какой-либо, чего-то, кое о каком, кое-чему, кое из кого, кое с кем.

(Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, как пишутся неопределенные местоимения. Если слитно - приседания, если через дефис - наклон вперед, если раздельно - руки вверх).

5. Изучение нового материала

(слайды 10-13)

- А теперь давайте посмотрим, как образуются и как пишутся неопределённые местоимения.( от вопросительных приставочным и суффиксальным способами) (слайд № 14)

Вопросительные

Неопределённые местоимения

Кто?

некто

кое-кто

Что?

нечто

что-то

Который? Какой?

некоторый

какой-либо

Сколько?

несколько

сколько-нибудь

- А как изменяются неопределённые местоимения?

  • 1 вариант: просклонять неопределённое местоимение НЕКОТОРЫЙ
  • 2 вариант: изменить местоимение НЕКОТОРЫЙ по родам и числам.

(Проверяем по слайду № 15)

- Давайте, ребята, поставим к выделенным местоимениям вопросы и подчеркнем их как члены предложения.

- Сделайте вывод, ребята, какие местоимения называются неопределёнными?

Ученики: - Неопределенными называются местоимения, которые указывают на предметы и признаки неопределенно и создают настроение неизвестности, неуловимости, загадочности.

Вывод: Учащиеся отвечают (неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставки НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ).

- Запишите такую напоминалку:

Кое-, -либо, - то, - нибудь - чёрточку не позабудь!

- Ребята мы добились с вами первой цели? Посмотрели особенности неопределенных местоимений?

6. Работа в группах

Задание 1: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-. (слайд 15)

1. Поздно вечером (:) постучался к нам.

2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.

3. Расскажите (:) о вашей поездке по Москве.

4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.

5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.

Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений.

Задание 2: списать предложения, раскрывая скобки. (слайд 16)

1. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжественное.

2. Перед костром сидело (не)сколько человек.

3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.

4. Кто (то) постучал в дверь.

5. Что (то) прошелестело рядом, кто(то) прош…л ( не)видимый.

7. Рефлексия

- Итак, ребята, давайте сделаем выводы: (продолжить предложение)

  1. Неопределенные местоимения указывают…. (на предмет, количество, признаки, на лицо)
  2. Неопределенные местоимения изменяются…… (по падежам)
  3. Неопределенные местоимения образуются от….. (вопросительных местоимений)
  4. Неопределенные местоимения образуются при помощи….. (приставок и суффиксов)

- Замечательно, ребята, все справились со всеми заданиями.

8. Домашнее задание

  • Стр. 161-163 п. 65 упр. 851 (1 или 2 задание на выбор)
  • Индивидуально: на «5» написать рассказ или сказку с неопределенными местоимениями.