Мастер-класс на тему "Методы и приемы работы на уроке русского языка по формированию функциональной грамотности"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  • продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке русского языка;
  • прокомментировать эффективность применения данных приемов;
  • отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Основные этапы мастер-класса:

  • Мотивация учения.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка педагогической проблемы.
  • Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
  • Подведение итогов мастер-класса.
  • Рефлексия.

1. Мотивация

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами проведем мастер- класс. Для того, чтобы Вы догадались, какой теме он будет посвящен, послушайте небольшую притчу.

Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник,» - добавил второй.

- «Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник,» - подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.

1) Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?(самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.)

Действительн , мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

2) Исходя из вывода мудрого учителя, что является самым главным в обучении детей? Чему мы должны учить детей?(умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей).

3) Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле. Скажите пожалуйста, говоря современным языком, как называется умения применять знания в жизни? («функциональная грамотность школьников».)

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут замечательные слова Яна Аммоса Каменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся»

2. Актуализация прежних знаний

Прежде чем перейти к приемам, которые способствуют формированию функциональной грамотности, давайте с вами вспомним некоторые теоретические моменты.

  1. Когда впервые появился термин «функциональная грамотность?» был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО (в 1957 году, 60 лет назад)
  2. Верно ли что «функциональная грамотность» - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Да)
  3. Верно ли что компонентами функциональной грамотности является ….
  4. Верно ли что на Что в основном влияет на содержательное наполнение понятия функциональной грамотности? (потребности общества
  5. Верно ли что в международном исследовании PIRLS оценивается уровень сформированности функциональной грамотности? (НЕТ. PIRLS- Освоение основ чтения с целью приобретения читательского литературного опыта, освоения и использования информации; PISA - сформированность функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, сформированность навыков разрешения проблем, креативного мышления.
  6. Верно ли что в России PISA проводится для обеспечения соответствия качества российского образования мировым стандартам. (ДА)
  7. Верно ли что исследовании PISA участвуют учащиеся 15-летнего возраста? (ДА)
  8. Верно ли что место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) по читательской грамотности в исследовании PISA-2018 -3? (НЕТ РФ заняла 31 место)
  9. Верно ли что новое направление исследования PISA-2021 для 15-ти летних обучающихся это креативное мышление; (верно)
  10. Верно ли что Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни (ДА)

3. Постановка педагогической проблемы

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках русского языка, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

Задача формирования функциональной грамотности включена в обновлённый стандарт основного общего образования (Приказ № 287, ФГОС, III, 35.2). Это задача учителей всех предметов, в том числе учителей русского языка и литературы.

Читательская грамотность - основа основ любого вида функциональной грамотности. Поэтому учебники федерального перечня включают задания для формирования читательской грамотности

Современный человек не может быть неграмотным, но грамотность не может ограничиваться одной сферой жизни. Поэтому так важно ещё в школе формировать навыки ХХI века на уроках русского и русского родного языка.

4. Демонстрация приемов развития функциональной грамотности

- Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка)

Приём

Отсроченная отгадка

Проблемная ситуация

Кластер

Корзины идей

Лови ошибку

Своя опора

Шаг за шагом

Денотатный граф

Яркое пятно

Удивляй
Цветные поля
Диаграмма Венна
Ромашка Блума

- Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?

- Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.

Презентация приемов (каждый прием на отдельном слайде)

1) один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка».

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Например, приступая к изучению темы «Фонетика» в 5 классе, демонстрирую на слайде разные предметы. Вопрос: что объединяет эти предметы? И какая картинка лишняя?

Вопрос: что объединяет эти предметы?
И какая картинка лишняя?

Среди картинок с общим корнем - фон - лишняя картинка, изображающая фон рабочего стола. Общее у остальных предметов то, что они передают звук.
- Какая взаимосвязь между словом «звук» и уроком русского языка? Предположите, о чем будем говорить на уроке.

При изучении темы «Текст. Признаки текста» в 5 классе урок начинаю с вопроса «Что общего между предметами, изображенными на слайде?» Мы видим разную ткань, оформленную в рулоны, и книгу с напечатанным текстом

Что общего между предметами, изображенными на слайде?

В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое. Если из куска ткани вынуть хоть одну ниточку, то ткань испортится. Так и любой текст. Потеряв одно или несколько пр-ий, может потерять смысл.
- Предположите, что станет на уроке предметом нашего разговора? - текст

Слово ТЕКСТ произошло от латинского слова, означает «ткань, единство» (т.е. словесное единство). - Что можно исследовать и анализировать в тексте? Законы построения текста, как связан текст, признаки текста

Что можно исследовать и анализировать в тексте?

- Глядя на рисунок, расскажите о земле, по которой мы будем путешествовать (пустыня (много песка), зной, пальмы, шатры (привал), оазис, арабы…) - Перед нами песчаные степи аравийской земли. Как эта местность связана с текстом, который читали, готовясь к уроку? Действие, описанное Лермонтовым в стихотворении «Три пальмы», разворачивается именно на востоке. И неслучайно Лермонтов своему стихотворению дает подзаголовок- восточное сказание - автор предупреждает о восточном

2) Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

3) Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

4) Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, что корень - главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

5) Прием «Лови ошибку»

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Удвоенные согласные»: дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

весна, коллективный, солнце, избушка, сказка, аккуратный, волнистый, осенний, лесной, местность, изгиб.

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне. Возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? (если это первый урок по

6) Приём «Цветные поля». Приём интерактивного обучения

Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю.

  • красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
  • зелёные поля - «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»
  • синие поля - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
  • жёлтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно».

7) Прием «Диаграмма Венна»

Цель: отработка умения сопоставлять и сравнивать; выделять главные признаки, находить различие и сходство; обобщать.

Эффективен так же прием «Своя опора», когда учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки.

Спасибо за ответы и за продуктивную работу на МК. Чтобы эффективно использовать эти приемы на своих уроках, мы подготовили для вас буклеты. До свидания, до новых встреч!

8) «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Лепесток-вопрос

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С.Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».

Ромашка Блума» («Ромашка вопросов» ) на уроках русского языка.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  1. Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие - это самостоятельная часть речи?»
  2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»
  3. Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно - следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»
  4. Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»
  5. Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»
  6. Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

5. Подведение итогов мастер-класса

Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе. Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл - компоненты функциональной грамотности, т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».

Закончить хочу притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и, зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или жива. А сам думает. Если он скажет живая - я ее умертвлю, если мертвая - выпущу. Все в твоих руках. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.

6. Рефлексия

У вас на столах две бабочки: зеленая и желтая. Если вам понравился мой мастер-класс, это было актуально, полезно, интересно и вы будете использовать в своей работе - возьмите зеленую бабочку. Ну, а сели это вас совсем не тронуло - желтую бабочку.

Пожелание

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI - век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!