Мастер-класс «Буква к букве: история азбуки»

Разделы: Русский язык, ОРКСЭ


Целевая аудитория: 5 класс.

Цель: дать понятие о церковно-славянской азбуке.

Задачи:

  • познакомиться с историей создания церковно-славянской азбуки
  • узнать написание отдельных букв церковно-славянской азбуки;
  • прочитать текст;
  • показать участникам пути применения полученных знаний на практике;

Актуальность мастер-класса: Знакомство с церковно-славянским языком нужно для понимания русской культуры. Изучение церковно-славянского языка усиливает познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к изучению родного языка и литературы, увеличивает знания в области литературы, русского языка, культуры и истории. Благодаря знакомству с церковно-славянским языком ученики обогащают словарный запас: открытие в привычных и понятных словах глубокой духовной сущности, осознание их древнего происхождения помогает учащимся внимательно относиться к родному слову, видеть тесную связь русского и церковно-славянского языков. Всё это способствует повышению грамотности учеников.

Ход мастер-класса

1. Беседа о языке

Что такое язык? (исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе)

Зачем людям нужен язык? (общаться, познавать мир, выражать эмоции и т.д.)

В истории русского языка выделяются два основных периода: дописьменный (до X-XI вв.) и письменный (памятники восточнославянской письменности с X-XI вв.). Письменный период русского языка начинается с создания азбуки, или кириллицы.

Предположите, в каком веке была создана азбука и с каким историческим событием связано создание азбуки? (10 век, принятие христианства)

Кто является создателями азбуки? (Кирилл и Мефодий)

2. История создания азбуки

Задание: прочитать и восстановить текст.

Константин и Михаил были греками, они родились в г. Фессалоники. В IX веке там жило очень много славян, и братья научились говорить по-славянски в детстве. Михаил стал отважным воином и дослужился до звания стратега. А Константин с ранних лет занялся наукой и изучал культуру соседних народов, впоследствии он стал выдающимся учёным. Позднее братья стали монахами с именами Кирилл и Мефодий.

В то время богослужения велись только на латинском или греческом языках. Но многие славянские государства начали принимать христианство, и эти языки были не понятны славянам. Тогда к Кириллу и Мефодию обратились с просьбой создать славянскую письменность, или славянскую азбуку. Братья принялись за работу и в 863 году создали славянскую азбуку. За основу новой азбуки был взят греческий алфавит, и он был дополнен буквами Ж, Ш, З, Ц, Щ, Ч. Буквы были очень красивы и просты в написании. Сначала азбука называлась глаголицей, но после смерти Кирилла получила название - кириллица.

Братья перевели на славянский язык Священное Писание и Богослужебные тексты, и славяне стали молиться на понятном родном языке. Русские люди пользуются славянской азбукой с 988 года, когда произошло Крещение Руси. И до сих пор мы с вами пишем и читаем слова, написанные буквами кириллицы.

Опорные слова для восстановления текста:

  • Братья
  • Фессалоники
  • Славяне
  • Отважный воин
  • Выдающийся учёный
  • Монахи
  • 863 год
  • греческий алфавит
  • глаголица
  • кириллица
  • 988 год.

3. Шрифты

Для письма использовали три шрифта: устав, полуустав и скоропись. Первоначально все книги, в основном церковные, писали уставом. В уставе буквы прямые, не соединены между собой. С развитием письменности появился полуустав, которым писали указы и другие государственные документы. В уставе буквы чуть наклонены, но не соединены друг с другом. Постепенно письменность становилась доступной всем слоям населения, появились бытовые записи, для написания которой пользовались скорописью. Этот шрифт отличается сильным наклоном букв и соединением их друг с другом.

Задание: соединить стрелками образец шрифта с его названием. Для каких записей использовался каждый шрифт?

______________
______________
______________

Устав
Полуустав
Скоропись

4. Работа с азбукой: элементы букв, пропись

В кириллице каждая буква имеет свое название. Мы можем встретить знакомые нам буквы и буквы, которые отсутствуют в современном русском языке. Это связано с тем, что некоторые буквы использовались в словах только греческого происхождения, другие же буквы вносили различные оттенки значений слов.

Задание: найти и попробовать прописать

1) буквы, сходные с русскими:

2) буквы, которые исчезли:

Необычные буквы: (ерь - пишется после мягкого согласного) и (ер - пишется в конце слова, которое заканчивается на согласный):

5. Надстрочные знаки

Все церковнославянские слова имеют различные надстрочные знаки. Это придыхания, ударения и титла:

1) придыхание (звательце): этот знак ставится в слове, если оно начинается с гласной буквы, например:

2) ударение: знаком ударения отмечают ударный слог в слове; ударение необходимо для правильного прочтения и произнесения слов. В церковно-славянском языке можно встретить много незнакомых слов. Кроме того, слова, сохранившиеся в современном русском языке, не всегда имеют одинаковое произношение со словами церковно-славянского языка.

Существует три вида ударений: острое, тяжёлое (тупое) и облечённое.

Острое ударение ставится над ударным гласным в начале или середине слова:

Тяжёлое (тупое) ударение стоит над ударным гласным на конце слова:

Облечённое ударение ставится над словом во множественном числе, если оно созвучно со словом в единственном числе. Например:

3) Титло - знак, который используют для сокращения слов и обозначения числовых значений. Например:

Зачем надстрочные знаки были необходимы? В те времена книги были рукописными, вместо бумаги на изготовление книг шёл пергамент (хорошо выделанная, отбеленная телячья или овечья кожа), он был очень дорогим, его необходимо было экономить, поэтому в те времена слова писались слитно, а надстрочные знаки помогали отделить одно слово от другого, облегчали чтение.

Задание: расставить надстрочные знаки и прочитать предложение.

Чтение притчи

Задание: Прочитайте текст. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

1. Кто главные герои этой истории?

2. Чего захотела сорока? Почему?

3. Как поступили павлины? Почему?

4. Какова мораль (поучительный смысл) этой истории?

Рефлексия

Продолжи предложение:

  • Церковно-славянский язык - это...
  • Его изучение нужно...
  • Теперь я могу…

Список используемых источников

  1. Миронова Т.Л. Церковнославянский язык. - Изд. 3-е. - М.: Издательство Московской Патриархии. 2010. - 272 с.
  2. Плетнева А.А., Кравецкий А.Г. Церковнославянский язык. Учебное издание для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования. Изд. 4-е. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 272 с.
  3. Миланович Марика, Душица. Небесные письмена [Текст]: книга о святых равноапостольских Кирилле и Мефодии [пер. с сербского И.Стойичевич и В.Чугунова]. - Нижний Новгород: Родное пепелище, 2015. - 143 с.