Путешествие по Судоремонтной улице

Разделы: География, Русский язык, Краеведение, Конкурс «Здесь Родины моей начало…»

Классы: 5, 6

Ключевые слова: г.Тюмень


Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию авторский сценарий урока развития речи для учеников 5-6 классов.

Урок был проведён в процессе изучения темы «Имя существительное» (имена собственные и нарицательные). Считаю возможным изучать данную тему с учётом регионального компонента, что позволяет пробуждать интерес к истории своего города, чувства гордости за него, сопричастности ко всему происходящему. Основную задачу как учитель русского языка вижу том, чтобы помочь учащимся осознать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Данный сценарий с некоторыми изменениями может быть успешно реализован на уроках географии, математики либо во внеурочной деятельности, ибо цель у нас одна - общекультурное, познавательное и личностное развитие личности через включение обучающихся в различные виды деятельности.

Цель урока: формирование читательской грамотности и культуры речи через анализ сплошного и не сплошного текста; формирование умения грамотного написания собственных и нарицательных имён существительных; создание собственных текстов в устной и письменной форме.

Цель урока достигается через реализацию следующих задач:

  • объяснять правописание собственных и нарицательных имён существительных;
  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа, исследования и конструирования текста;
  • владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
  • знать цели и особенности устного выступления; составлять устное выступление на основе рабочих материалов;
  • работать в составе группы, сотрудничать с одноклассниками.

Сценарий урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок - урок-путешествие. Перед вами на партах лежат белые листы, и я предлагаю вам сложить из них бумажные кораблики. (Дети складывают кораблики). Поднимите, пожалуйста, свои кораблики. Что они символизируют? Какие ассоциации лично у вас вызывают? Дети называют свои ассоциации.

Но кораблик также - символ нашего города - его мы видим на гербе Тюмени; символ нашей улицы - Судоремонтной, прямо напротив нашей школы расположился корабельный сквер; кораблик - один из символов путешествия. Вы любите путешествия? Сегодня мы с вами отправим свои кораблики в путешествие по Судоремонтной улице. Запишите, пожалуйста, в маршрутных листах тему урока: Путешествие по Судоремонтной улице.

Ребята, давайте проверим, верно ли вы записали название нашей улицы. Объясните его написание. А теперь пристально всмотримся в слово «путешествие», определим его морфемный состав, вдумаемся в лексическое значение. Вы верно заметили, что строение слова подсказывает нам его лексическое значение - «шествие по пути». Чем путешествие отличается от прогулки, похода, экскурсии?

Согласно Большому толковому словарю русского языка, «путешествие» - это

1. Поездка или передвижение пешком куда-л. далеко за пределы постоянного местожительства с научной, образовательной, спортивной и другими целями. Свадебное п. Кругосветное п. Морское п. П. на байдарках, на лошадях. П. в Крым, во Францию. П. на Урал, на Дальний Восток. П. вокруг света. П. по Европе, по Сибири. Совершить, предпринять, отложить п.

2. Жанр художественной или научной литературы, содержащей географические и этнографические сведения, описания путевых впечатлений и размышлений автора; произведение такого жанра. "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева. "Сентиментальное путешествие" Л.Стерна.

http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5&all=x

Ребята, как вы думаете, с какой целью мы с вами отправляемся в путешествие по Судоремонтной улице? (дети высказывают предположения). Вы верно поняли, что путешествие мы предпринимаем с образовательной целью, будем открывать для себя новые знания в привычном: узнаем историю происхождения улицы и её названия, рассмотрим социальные и культурные объекты, расположенные на нашей улице, осмыслим их значимость, а также потренируемся в грамотном написании собственных и нарицательных имён существительных, которые нам встретятся в путешествии.

А для чего путешественники ведут дневники? Верно, они делают записи, которые позже лягут в основу их научных отчётов, а также текстов - научно-популярных либо художественных. Ваша задача - делать пометки в дневнике путешественника, которые позже станут основой ваших собственных текстов - устных и письменных. Ведь у нас урок развития речи, следовательно, результатом такого урока должен стать текст.

Запишите, пожалуйста, в дневник, что бы вы хотели узнать, открыть для себя лично?

Кто-то может поделиться личными целями? О чём вы хотите узнать?

А я хочу узнать, как вы объясните название нашей улицы своим маленьким братьям и сёстрам. Поиграем в «Диалоги». Итак, в течение 2 минут мы будем работать в парах. Ваш сосед по парте будет выступать в роли младшего брата или сестры, а вы - в роли старшего. Составьте и разыграйте свой диалог, почему наша улица называется Судоремонтной (разыгрываются диалоги).

Действительно, название Судоремонтная улица получила по названию Судоремонтно-Судостроительного завода, который являлся одним из старейших предприятий Тюмени.

Давайте откроем маршрутные листы и прочитаем текст.

Историческая справка

  • Судоремонтно-Судостроительный завод основан 5 июня 1928 года.
  • До Великой Отечественной Войны здесь строились баржи, пароходы, пассажирские и буксирные паровые суда, часть из которых поставлялась в другие регионы в разобранном виде.
  • С 1941 года завод перешел на выпуск военной продукции - сначала на изготовление корпусов мин и боеголовок к реактивным снарядам, а с 1942 года освоил строительство торпедных катеров.
  • За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны завод на награждён орденом Отечественной Войны I степени.
  • С 1947 года завод предприятие вернулось к выпуску гражданских судов и другой мирной продукции: пассажирских теплоходов, сухогрузов и буксиров, рефрижераторов, автомобильных паромов.
  • За создание плавучей электростанции «Северное сияние» коллектив завода награждён Государственной премией СССР.
  • С 1947 по 1992 годы завод построил более двух тысяч судов.

Подробнее с историей завода вы можете познакомиться на сайте http://www.tsz-memory.ru/
Скажите, ребята, как вы теперь, после этого текста, переосмыслили для себя название нашей улицы?

Имя улицы - это признание наших ценностей, которые характеризуют наш образ жизни. И название Судоремонтная свидетельствует о значимости для тюменцев завода и труда в целом, недаром Тюмень удостоена звания «Город трудовой доблести».

Улицы, парки, проспекты и площади - это визитная карточка города. Но большинство людей в силу занятости или суетности жизни мало задумываются над названиями городских улиц, по которым передвигаются ежедневно: идут на работу или в школу, прогуливаются, спешат по делам. «Названия - это народное поэтическое оформление страны, - говорил Константин Паустовский, русский писатель. - Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта».

Как же улица, город, пространство говорят со своими жителями? Они говорят с нами языком вывесок и указателей, языком афиш и объявлений, а ещё языком архитектуры.

И сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны: в течение 2 минут вспомните и запишите как можно больше вывесок, которые вы встречали на нашей улице. (Дети вспоминают и записывают в маршрутные листы названия вывесок. При проверке обращаем внимание на правильность написания: орфографическую грамотность, наличие либо отсутствие кавычек, прописную/строчную буквы).

Далее ученикам предлагается викторина-кроссворд: угадывая ответы, дети записывают их в соответствующие клетки пустого кроссворда. В данном случае мы не только развиваем наблюдательность ребят, но и формируем орфографическую зоркость: большинство слов является словарными.

  1. Что составляют путешественники, для того, чтобы по нему следовать?
  2. На этом здании написано: «Здесь из мальчишек вырастают …»
  3. Лекарство мы покупаем в …
  4. Чтобы учиться в этой школе, нужен не только талант, но и трудолюбие, ибо здесь служат …
  5. Раньше остановка после «48 школа» называлась «аптека», а теперь её переименовали в …
  6. Учебное заведение, где из мальчишек вырастают капитаны, называется …
  7. Это имя носит не только наш парк, но и …
  8. Надпись гласит: «Спасибо, что не купаетесь в …»
  9. Мы знаем фамилию этого героя, как название остановки, в музее Великой Отечественной ему посвящён отдельный стенд. Какое же звание носил Родион Малиновский?
  10. Как называется дом культуры на нашей улице?

Как вы думаете, ребята, какие науки занимаются изучением улиц?

Географическими собственными именами занимается особая наука -топонимика, которая рассматривает значения географических названий, их происхождение, закономерности развития и функционирования.

"Топонимы - язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре", - писал Н.И.Надеждин, ученый-топонимист XIX в.

Топонимика тесно связана с географией, историей и языкознанием и даже с литературой, для которой город - неиссякаемый источник сюжетов и место литературного действия.

В путешествие по улице Судоремонтной мы отправимся несколькими командами. Каждая команда получает лист с распечатанной схемой и заданием к нему.

На месте Судоремонтного завода сегодня вырос новый квартал «Зелёный мыс». Привлекая покупателей жилья, менеджеры составили схему микрорайона, нанеся туда важные, на их взгляд, объекты.

Рассмотрите схему. Какие важные, на ваш взгляд, объекты не нанесены на карту-схему?

Найдите их на гугл-картах и нанесите на схему. Почему они очень важны? Что меняется в облике нашей улицы с их исчезновением?

Рассматривая схему, сопоставляя её с гугл-картами, дети отмечают, что на карте нет следующих объектов:

Что такое Дом культуры? Для чего создаются Дома культуры?

Какие мероприятия проходят в Доме культуры «Водник»?

Кто посещает кружки или секции в данном ДК?

Узнали ли вы это здание? Это школа искусств имени В.Знаменского.

Какие возможности для раскрытия ваших способностей даёт эта школа? Посещаете ли вы занятия в этой школе? В каком направлении развиваете свой талант?

Опишите корабельный сквер и фонтан. Какое настроение передаёт данный снимок? Часто ли вы играете с друзьями в этом сквере?

Кто такие капитаны? Какими качествами должен обладать настоящий капитан? Что такое колледж? Какие профессии можно получить в колледже водного транспорта?

После того, как ребята нанесли на схемы важнейшие культурно-социальные объекты, они рассуждают о значимости данных объектов в жизни города и о том, что меняется в облике улицы с их исчезновением. Важно подвести учеников к мысли о том, что эти объекты дают нам возможность для развития способностей и талантов.

Учитель: вот и совершили наши кораблики своё первое путешествие по Судоремонтной улице. Они стали опытнее и совершили важное открытие: наша улица - это не просто место, где мы родились, выросли, учились в школе, это нечто большее - наша малая родина, наши корни, наши истоки; место, с которого начинается наш путь - путешествие в большой мир, в большую жизнь.

И на память о нашем путешествии я хочу подарить вам символический знак - современный бренд Тюмени - «Город, где начинается путь».

Кто из вас уже видел этот знак в оформлении города? Что символизирует этот знак?

Логотип представляет собой изображение ладьи - символа мироздания и движения солнца по небу. В славянских языках ладья (лодья) со временем стало собирательным словом, обобщающим парусно-гребные речные и прибрежные морские суда малой осадки, сходные по конструкции. Он был выбран после обсуждения проекта в официальном сообществе Тюменской области в соцсети «ВКонтакте». https://www.tyumen-city.ru/gorodtumeny/firmennii-stily-goroda/

Тюмень - это многонациональный и мультикультурный город, где есть место и возможность развития для каждого. Тюмень -это город, где начинается путь. Путь развития, путь в спорте, путь самосовершенствования, путь семьи, путь традиций, путь творчества и путь каждого, кто здесь живет. А ваш путь, дорогие ребята, начинается здесь, на улице Судоремонтной. Пусть он будет открытым и светлым - путь воплощения мечты.

И пока будет сердце биться,
Я буду тем местом гордиться,
Где суждено мне родиться и жить,
Там детей воспитать и внуков
И родной Отчизне служить!

Звучит песня «Буду» С.Алиевой на стихи М.Танича в исполнении Радмилы Караклаич, демонстрируется ролик Ольги Яцкевич https://www.youtube.com/watch?v=AOr2UvecvPI&t=4s

В качестве домашнего задания детям предлагается дома отредактировать и дописать тексты либо заново разработать индивидуальный авторский тур по Судоремонтной улице.

В статье использованы фото из сети Интернет