Интегрированный урок русского языка по теме "Причастие. Повторение". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: причастие


Класс: 7.

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».

I. Организационный этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: сформированные УУД

Ребята! Мы завершаем тему «Причастие», и сегодня займёмся повторением изученного. Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
Ребята, сегодня предлагаю вам побыть не просто учениками, а исследователями, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль.
Обратимся к художественному тексту. Перед вами отрывок из рассказа писателя-классика Юрия Нагибина «Зимний дуб».

Ставят цель на уроке (повторить определение причастий, определить их роль в языке, повторить правила написания причастий)

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста-описания.

II. Закрепление учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: сформированные УУД

1. Внимательно прочитайте текст

Выразительное чтение текста вслух заранее подготовленным учеником.
(1)Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. (2) Едва они вступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. (3) Кругом белым-бело, деревья до самого малого сучочка убраны снегом. (4) Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берёз, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба. (5) Иногда деревья расступались, открывая солнечные, весёлые полянки, перечёркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. (6) Попадались и крупные следы в виде трилистника, принадлежавшие какому-то большому зверю. (7) Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. (8) Местами ручей застелен толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала тёмным, недобрым глазком живая вода. (9)Наклонившись над полыньей, Анна Васильевна разглядела тянущуюся со дна тоненькую нитку; не достигая поверхности воды, она лопалась мелкими пузырьками. (10)Этот тонюсенький стебелёк с пузырьками был похож на ландыш.
(11) А лес всё вёл и вёл их своими сложными, путаными ходами. (12) Казалось, конца-краю не будет этим деревьям, сугробам, этой тишине и просквожённому солнцем сумраку.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.

Вот такое необычное путешествие совершила учительница русского языка Анна Васильевна и её ученик Савушкин.
Учитель задаёт вопросы по тексту:

1. Какова тема текста? Главная мысль?

2. К какому стилю и типу речи относится данный отрывок? Докажите.

Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционалный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

3. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует Ю.Нагибин? Приведите примеры. эпитеты, сравнения, олицетворения

4. Какими частями речи пользуется автор в описании природы?

5. Найдите в тексте причастия. Как их опознать?

Глаголы, причастия, прилагательные
Нужно для начала вспомнить, что такое причастие и каковы его признаки. Предлагаю восстановить автобиографию причастия.
(таблица проецируется на экране)
Отвечают на вопросы по таблице
Я, причастие обозначаю…………
Происхожу из семьи частей речи…………
Мой отец глагол оставил мне в наследство свои признаки:
Мать прилагательное подарила мне вопрос….., свою синтаксическую роль……, научила изменяться по ……….
В предложении выполняю роль………..
Давайте найдём в прочитанном тексте причастия, характеризующие: ели, полянки, макушки берёз, ручей.
Оформим свои наблюдения в виде таблицы.

Заполняют таблицу

ели

полянки

макушки берёз

ручей

Гружён
ные снегом

Перечёркнутые заячьим следом

Обдутые ветром

Застелен снеговым одеялом, закован в чистый ледяной панцирь

Какую роль причастия играют в описании зимнего пейзажа? Какую несут смысловую нагрузку? Может они не нужны в тексте?
Каких причастий больше - действительных или страдательных?
В тексте много страдательных причастий, автор обращает внимание на то, что сделалось с предметами и явлениями с приходом зимы, что она изменила в мире. Очарованный мир покоя и беззвучия. Краткие причастия придают речи краткость, категоричность, большую определённость.
В этом тексте почти в каждом предложении есть причастный оборот. Что называем причастным оборотом? Приведите примеры из текста. Называют номера предложений с причастными оборотами. Предложения 2, 4, 5,6,9, 12.
Задание. Объясним знаки препинания при причастном обороте.
Выписать предложения 2, 5. Графически выделить определяемое слово и причастный оборот.
Выписывают предложения, подчеркивают причастные обороты, расставляют знаки препинания.
(2) Едва они вступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия.
(5) Иногда деревья расступались, открывая солнечные, весёлые полянки, перечёркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку.

Какую роль играют причастные обороты в предложении?
Выводы. Так какова роль причастий в художественном тексте?
Физминутка.
Перед вторым этапом исследования нужно немного отдохнуть. Предлагаю, сидя на стуле, изобразить...

Причастные обороты дают дополнительную информацию, уточняют сведения о предмете, делают его более красочным, выразительным. Придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии.

Показывают движения танцующих детей, летящей птицы, качающегося от ветра дерева, вращающихся глаз, хлопающих зрителей.

II. Ребята, мы учимся не только определять роль причастий, употреблять их в своей речи, но и правильно писать. Какие виды орфограмм мы изучили по теме «Причастие»?
Решение тренировочных упражений.
Орфограмма н-нн в причастиях
На доске вы видите причастия из текста с пропущенной орфограммой «одна и две буквы Н в страдательных причастиях прошедшего времени». Вспомним правило. Рассказывают правило «одна и две буквы Н в страдательных причастиях прошедшего времени»
Перепишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

Самостоятельная работа. Записывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы.

Гружё…ые снегом еловые лапы
очарова…ый мир
деревья убра…ы
нарисова.. ые веточки
ручей застеле…., закова….
пута…ые ходы
просквожё…ый солнцем сумрак

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистических задач.

Готовы? А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте проверьте написание слов, поставьте оценку.
(правильный вариант написания слов проецируется на экране).
Проверка слов, оценивание работ друг друга.

НЕ с причастием

Ребята, предлагаю вам провести лингвистический эксперимент «Не с причастиями».
Даны следующие причастия:
нарисованные веточки
закован
застелен
тянущаяся нитка
Деревья убраны.
Сделайте так, чтобы в одном случае НЕ писалось слитно с причастием, а в другом раздельно.

Вспоминают правило.
В раздельном написании нужно вставить союз а со значением противопоставления, или подобрать зависимое слово, или подобрать слово. Усиливающее отрицание: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.
НЕ с краткими причастиями пишется всегда раздельно.

Разработаем алгоритм действий. Для этого нужно вспомнить изученное правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
Запишите получившиеся слова и словосочетания в две колонки.
Не слитно не раздельно

Распределительный диктант.

Не слитно

Не раздельно

ненарисованные веточки

не закован

нетянущаяся нитка

не застелен

деревья не убраны

не нарисованные вчера веточки

ничуть не тянущаяся нитка

5. Организация итоговой рефлексии

Деятельность учителя
На этом завершаем наше небольшое, но очень важное исследование.
Ребята, каков итог работы? Каков результат нашего исследования?
Ю.Нагибин, широко используя причастия, передаёт своё видение природы как одухотворённого, солнечного, прекрасного мира. Автор, воздействуя на наше воображение, помогает нам понять, что природа - живой, удивительный мир. (демонстрация иллюстрации к рассказу)
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
Причастие выполняет двойную роль. Глагольные признаки причастия помогают почувствовать движение, действие, а признаки прилагательного в причастиях делают лес ярким и чудесным, как на картине художника.

Результаты: сформированные УУД
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.

Ещё какую работу мы выполнили? Повторили написание не с причастиями, написание одной и двух букв н в суффиксах страдательных причастий.

Рефлексия, оценивание.
У вас на каждой парте лист самооценки знаний, перечислены основные умения, которые вы закрепили на уроке.
Если научились - ставьте плюс, если затрудняетесь - минус.

Заполняют таблицу

Умения

умею + /
не умею -

1

Умею находить причастия в тексте,
определять его значение

2

Умею выделять на письме причастные обороты

3

Умею писать н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

4

Умею писать слитно и раздельно не с причастиями.

6. Задание на дом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: сформированные УУД

Ребята, дома вам нужно выполнить творческое задание. Для того, чтобы вы закрепили умение использовать причастия в собственной речи, вам необходимо составить текст - описание любимого времени года с использованием причастий. Для закрепления правил пунктуации нужно подчеркнуть в тексте причастные обороты.

Записывают домашнее задание в дневник.
Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.