Правильное использование БСП в речи. Русский язык. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: бессоюзное сложное предложение


Тип урока: урок общеметодической направленности.

Применяемые технологии: личностно-ориентированное развивающее обучение, технология проблемного обучения, компьютерные технологии обучения, здоровьесберегающие.

Цели:

  • систематизация материала по синтаксису сложного предложения;
  • углубление знаний по синтаксической стилистике сложного предложения;
  • развитие навыков правильного употребления в речи БСП;
  • воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
  5. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся.
  6. Физкультминутка.
  7. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия.
  10. Итоги урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Определение готовности учащихся к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урока

(Слайд 1 - тема урока.)

III. Проверка домашнего задания

На дом было дано творческое задание: выписать из художественной литературы описание внешности героев, места события, природы. По желанию можно было описание записать на флэшку для демонстрации на экране компьютера. Ребята! Кто готов представить свою работу на компьютере?

(Пока учащийся готовится показать свое домашнее задание на экране, учитель усложняет домашнее задание.)

Ребята, по окончании учебного года вам предстоит сдавать экзамен по русскому языку, который включает в себя сжатое изложение. Давайте попробуем вспомнить приемы сжатия: обобщение, исключение, упрощение. Ваша задача: прослушать фрагмент текста и сжать его.

IV. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

1) Терминологический опрос:

- Ребята, давайте вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.

- Чем отличаются ССП от СПП?

- Дайте устное определение БСП.

2) Работа в парах: конкурс «Кто быстрее?» (Слайды №2-4)

Учитель: Как известно, художники и фотографы серьезно подходят к выбору названия своего произведения. Попробуйте придумать и записать свой вариант подписи к каждой фотографии. Главное требование - заголовок должен быть оформлен как бессоюзное сложное предложение, сконструированное по указанной схеме.

(Чтение и обсуждение заголовков к фотографиям, устное объяснение постановки знаков препинания.)

V. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся

1) Работа с учебником.

Упр. №561.

Сначала спишите бессоюзные сложные предложения, затем - простые осложнённые предложения (с однородными или обособленными членами). При списывании соблюдайте орфографические и пунктуационные нормы.

Упр. №571.

1. Объясните лексическое значение и происхождение следующих терминов. Проверьте свой ответ по учебнику биологии и этимологическому словарику.

Физиология, витамин, хромосомы, адреналин, лимфоциты, рефлекс, скелет, электрокардиограмма, акселерация, гемоглобин, терморегуляция.

2. С тремя терминами (на выбор) придумайте и запишите бессоюзные сложные предложения. Обозначьте грамматические основы. Составьте схемы предложений.

VI. Физкультминутка

VII. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике

1) Проверьте, владеете ли вы интонацией бессоюзного сложного предложения. Для этого вслух прочитайте каждый вариант представленных предложений. Следите за правильностью интонации, с помощью которой вы передаете смысловые отношения между частями, выраженными на письме знаком препинания.

(Слайд №5)

(Слайд №6)

2) Работа в группах.

По рисункам сочините текст на одну из тем:

  • Любишь кататься - люби и саночки возить.

(Слайд №7)

Мои друзья.

(Слайд №8)

В текст включить бессоюзные сложные предложения со значением одновременности перечисленных событий и со значением их последовательности.

Чтение и обсуждение работ.

VIII. Домашнее задание

Составьте небольшой список афоризмов, которые представляют собой бессоюзные сложные предложения. Для этого используйте книги, в которых собраны мудрые высказывания великих людей, словари цитат, специальные сайты Интернета.

IX. Рефлексия

X. Итоги урока