Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели: знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.
Планируемые результаты
Личностные:
- стремиться к речевому самосовершенствованию
Метапредметные:
- уметь создавать письменные тексты, используя слова с изученными орфограммами.
Предметные:
- учащиеся должны знать морфемный состав слова;
- уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, карточки с заданиями.
Ход урока
Сегодня урок я начну словами французского философа Жан Жак Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…».
Я желаю вам уже сегодня на уроке доказать, что это действительно так. Удачи! В добрый путь за знаниями.
1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЦЕЛЕЙ. 1 МИН
- На протяжении нескольких уроков мы изучали с вами интереснейший раздел языкознания. Кто мне напомнит какой? (Морфемика. Орфография). Правильно, ребята! Но все темы, которые входят в программу пятого класса по этому разделу, мы изучили. Поэтому на сегодняшнем уроке мы постараемся обобщить и систематизировать полученные знания через определенное время года. Открываем тетради и записываем дату и тему урока.
Итак, тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика».
Цели: знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.
Что для этого будем делать? А для этого мы отправимся на экскурсию в февральский лес. Пройдемся по поляне «Морфемика». Там поиграем, потом отправимся на поляну « Орфография», завершим нашу экскурсию, взбираясь на Творческую поляну, но сначала надо разминаться. У вас есть маршрутные листы, где будете ставить баллы.
В процессе работы будете заполнять маршрутные листы.
Вопросы:
- Что такое морфемика?
- Из каких частей состоит слово?
- Что такое корень?
- Что входит в основу слова?
- Что такое приставка?
- Что такое окончание?
- Что такое суффикс?
Видеоролик «Времена года»
2. РАБОТА ПО ТЕКСТУ
(работаете в паре) (обследуем поляну «морфемика»)
Перед вами текст, вы читаете, по ходу чтения подставляете пропущенные буквы.
1) Февраль - самая метел..ная пора зимы. 2) В лесу под холо..ным огнем яркого, но бе..сильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. 3) Косой свет лучистого заката румянит снег. 4) От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. 5) Днем небо поражает голуб..зной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым, и на таком фоне уд..вительно красива в хрустал..ных кружевах береза. 6) Какие светлые, особенные ночи в феврале! 7) В лесу легко замечаешь след санной дороги. 8) Далеко уходит узкая тропинка. 9) С неба струит(?)ся белесоватый свет луны. 10) Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражает(?)ся мерцание звезд. 11) Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, бе..звучный зеркальный зал.12) Очаровательны эти ночи! (По Д.Зуеву)
1) Февраль - самая метельная пора зимы. 2) В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. 3) Косой свет лучистого заката румянит снег. 4) От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. 5) Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо - фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в хрустальных кружевах береза. 6) Какие светлые, особенные ночи в феврале! 7) В лесу легко замечаешь след санной дороги. 8) Далеко уходит узкая тропинка. 9) С неба струится белесоватый свет луны. 10) Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. 11) Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал.12) Очаровательны эти ночи! (По Д.Зуеву)
Пока не начали играть, определяем тип текста. Это описание, стиль художественный. В 1 части описывается февральский лес до заката, а во 2 части - февральские ночи в лесу.
А. ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?»
1. Найдите во 2 предложении существительные с нулевым окончанием.
2. Найдите в 5 предложении слова, в которых невозможно выделить окончание.
Ключ:
1 - лес, огонь, куст
2 - а, к, и, на, удивительно
Б. ИГРА «НАЙДИ СУТЬ СЛОВА»
Задание: Образуйте слова-корни, отбросив суффиксы и приставки. (Работаете индивидуально, взаимопроверка).
Например: безветренный - ветер, закружиться - круг.
Метельная, хрустальных, бессильного, зеркальный, очаровательны, беззвучный, тропинка.
Ключ: метель, хрусталь, сила, зеркало, чары, звук, тропа
В. «ВЫБЕРИ МЕНЯ!» ПО СХЕМАМ
- 1 группа из 11 предл. прилагательное - приставка, корень, суффикс, окончание
- 2 группа из 2 предл. прилагательное - приставка, корень, суффикс, окончание
- 3 группа из 10 предл. глагол - корень, окончание, суффикс
Ключ: 1 - беззвучный 2 - бессильного 3 - искрится
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ
3. ПОБЫВАЛИ В ПОЛЯНЕ «МОРФЕМИКА», ДАВАЙТЕ ЗАГЛЯНЕМ К СОСЕДЯМ «ОРФОГРАФИЯ»
(работа в паре с взаимопроверкой)
ТЕСТ
1. Найди лишнее слово:
А) горе
Б) гористый
В) горец
Г) пригорок
2. Найди слово, у которого не может быть окончания:
А) спросил
Б) посёлок
В) впереди
Г) чист
3. Выбери верный ответ: -ешь является окончанием:
А) сущ., женского рода, 3 скл.
Б) глагола 1 спр., наст. времени, 3 л. ед. ч.
В) глагола 1 спр., наст. или буд. времени, 2 л. ед. ч.
Г) глагола в н/ф
4. Найди слова с О после шипящих в корне слова:
А) ж…лудь
Б) печ…нка
В) ч…порный
Г) ож…г руки
5. Найди слова с буквой Ы после Ц:
А) ц…ркуль
Б) ц…кнуть
В) ц..ферблат
Г) бледнолиц…й
6. Найди слова с приставкой без-:
А) бе…шумный
Б) бе…жалостный
В) бе…заботный
Г) бе…цветный
Заполни бланк ответов:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ключ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
а |
в |
в |
в,г |
а,б,г |
б,в |
4. ТЕКСТ ЗАВЕРШАЕМ НАШУ ЭКСКУРСИЮ, ВЗБИРАЯСЬ НА СКЛОН «ТЕКСТ»
Вот перед нами полотно знаменитого художника Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». Композиторы тоже не остались равнодушными к зимней красоте и отразили ее в музыке. Прослушаем фрагмент из Первой симфонии П.И.Чайковского - «Грёзы зимнею дорогой» (так называется произведение). Грёзы - мечты, игра воображения во сне или наяву. Грезить - мечтать.
- 1 группа «Реалисты» составляет текст-повествование.
- 2 группа «Юные писатели» составляет текст-описание.
- 3 группа «Любители рассуждать» составляет текст-рассуждение.
5. ИТОГ УРОКА
О чем мы сегодня говорили? По какой теме обобщили и систематизировали знания? Молодцы!
РЕФЛЕКСИЯ
Зима! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. Словом можно красиво описать зиму. Выберите строчки, соответствующие вашему настроению.
На стеклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
(Д.Кедрин)Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит:
(«Зимнее утро» А.Пушкин)Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всего его одело.
(«Зима» И.Суриков)Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит
(«Чародейкою зимою» Ф.Тютчев)Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
(«Береза» С.Есенин)Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
(А.Фет)Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
То, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.
(А.С.Пушкин)Мороз и солнце, день чудесный.
(А.С.Пушкин)
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать мини-сочинение на тему «Февраль. Подмосковье».
Маршрутный лист
№ |
Остановка |
Количество баллов |
1 |
Морфемика
|
|
2 |
Кто быстрее? |
|
3 |
Найди суть слова |
|
4 |
Выбери меня |
|
5 |
Офография (тест) |
|
6 |
Творческая
|
|
ИТОГО: |
- «5» - 5 правильных ответов;
- «4» - 4 правильных ответа;
- «3» - 3 правильных ответа.