Методическая система работы учителя русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


В современном образовании образовательный процесс должен быть для обучающегося личностно значимым, практико ориентированным. Учащиеся должны иметь коммуникативные, проектно-исследовательские умения, методическая система моей работы направлена на реализацию идей: учащиеся должны получить «возможность раскрыть свои способности, ориентироваться в высокотехнологичном мире», также ориентирована на повышение практической направленности обучения, на потребность развития познавательной самостоятельности обучающихся, формирования умений ориентироваться в потоке информации.

Ведущая идея педагогической деятельности, которая объединяет компоненты системы, выражается в формировании информационно-коммуникативных компетентностей учащихся на основе деятельностного подхода в обучении, воспитании.

Цель: создать на уроках, во внеурочной деятельности условия, необходимые для самореализации возможностей ученика в процессе обучения и воспитания.

Задачи:

  • Формирование у обучающихся мотивации к самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развитие творческого потенциала личности и вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.

Условия реализации методической системы.

  • Преподавание русского языка и литературы в 5-9 классах идет на базовом уровне.
  • Предпрофильная подготовка реализуется через организацию курсов по выбору учащихся.
  • Методическая система основана на создании условий для включения обучающихся в разные виды деятельности, формирующих информационно-коммуникативных компетентности.

Методы обучения. Основными способами организации познавательной деятельности обучающихся на уроках, во внеурочной деятельности являются частично-поисковый, исследовательский методы, метод проектов.

Формы организации деятельности обучающихся. Используемые мной формы организации деятельности: урок-презентация, урок-исследование, уроки-диспуты, урок-практикум, комбинированный урок с применением ИКТ и так далее. Это помогает преодолеть разрыв между теорией и практической деятельностью. Обучающиеся овладевают способами, дающими возможность узнавать действительность.

Особенности содержания. Приоритетной формой организации деятельности по формированию информационно-коммуникативных компетентностей является работа над проектом.

В каждом классе проходят уроки-проекты. Одна группа совместно с учителем выбирает тему урока-проекта, ставить цель, задачи, прорабатывает этапы подготовки проекта, делит обязанности между участниками, выбирает материал, продумывает ход урока, а затем анализирует деятельность, отмечает успешность - неуспешность выполненной работы. Учитель на таком занятии координирует работу, делает комментарии, такие уроки требуют подготовки, проводятся после изучения большого блока тем. Урок-проект по русскому языку «Роль русского языка в многонациональной России» в 9 классе.

Чтобы увеличить познавательный интерес учащихся к предмету, раскрыть потенциал личности, проводим уроки, на которых учащиеся могут представить творческих проекты. Мотивационной основой для ребят становится работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, что дает возможность ученикам взять интересную форму изучения и представления материала, познакомиться с идеями, представляя в учебном процессе деятельность, которая может в дальнейшем реализована в профессии. Примером такого проекта стала работа ученицы 10 класса "Что такое сленг?" Работу над ним начали в рамках занятия по русскому языку по теме "Стилистика". Впоследствии работа была представлена на заседании школьного Научного объединения учащихся.

На уроках родной литературы в 9 классе, знакомясь с творчеством алтайских авторов, учащиеся по итогам курса защищают свои проекты. Один из проектов на тему «Реконструкция музея «Писателей и поэтов Алтая» в рамках краевого конкурса проектов «Я считаю» был подготовлен совместно с ребятами, работа вошла в число победителей, проект был реализован, музей получил современный ремонт, оборудование, оформление.

Продолжить работу над краеведческим материалом можно и при выполнении проектов по русскому языку. Примером такого проекта стала работа учащейся 11 класса на тему "Они с честью прошли свой путь» (о работе поисковых отрядов по увековечиванию памяти земляков).

Во внеклассной работе возможности для повышения интереса к предмету, реализации потенциала личности дает участие в проектах. Такая деятельность помогает объединять учеников, родителей, людей разных поколений. Несколько лет учащиеся собирали материалы, посвященные истории участия земляков, родственников в Великой Отечественной войне, готовили классные часы по темам:

  • Дети на войне
  • Животные на войне
  • Все для фронта (вклад края, района, поселка в Победу над врагом)
  • города-герои;
  • Федор Санников - Герой Советского Союза
  • Великая Отечественная война в истории моей семьи;

Классные часы проходили в формах: устный журнал, заочная экскурсия, встреча с интересным человеком, защита проектов.

В подготовке классных часов приняли участие многие учащиеся класса: занимались сбором материала, писали сценарий, вели его подготовку, готовили электронные презентации. К работе привлекались ребята, родители. Большой материал был подготовлен к классному часу "Не забудем никогда", посвященному защитникам Отечества в семье учащихся, делали выставку «Наши защитники», где представлялись вещи, связанные со службой в армии, ребята рассказывали о своих родных, их службе). С защитой проекта ребята выступили на школьном конкурсе. Также на протяжении нескольких лет принимали участие в краевом конкурсе работ «Наша общая Победа», она помогла не только расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, но и дать им возможность почувствовать гордость за свой народ, членов своей семьи, которые вынесли трудные испытания, способствовала также формированию коммуникативной, информационной компетентностей учащихся, воспитанию патриотизма.

Результаты обучения. Думаю, что проделанная работа развивает у учащихся мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стимулирует ученика на рефлексивное восприятие материала, помогает развивать умение ставить перед собой проблему, сравнивать, анализировать, выбирать материал, переводить знания, умения, навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Это отражается на качестве знаний и способствует формированию лучших качеств личности, которые нужны в современном обществе. За последние годы ученики были призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе. В краевом конкурсе «Наша общая Победа» конкурсе исследовательских и творческих работ ученик 11 класса с видеороликом «Интервью с участником Великой Отечественной войны» занял 1 место, другие работы занимали призовые места.

Представление педагогического опыта.

  1. Опыт работы в этом направлении обобщен на заседании ШМО, РМО учителей русского языка и литературы, участие с учащимися в конкурсах.