Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель урока: формирование системы знаний у учащихся о фразеологизме как единицы языка.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с понятием фразеологизмы, их лексическим значением и грамматическим строением, с фразеологическим словарём;
- Способствовать развитию навыков опознавать фразеологизмы, определять их значение, синтаксическую роль, подбирать к ним синонимы и антонимы, различать фразеологизмы и свободные сочетания слов, находить фразеологизмы в толковом словаре;
- Воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
- распознавать фразеологические обороты в текстах;
- отличать фразеологические обороты от других речевых единиц;
Личностные:
- Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные:
-
Регулятивные:
- учитывают выделенные учителем ориентиры действия;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- ориентируются в учебнике, осуществляют осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности, соотносят свои действия с планируемым результатом;
-
Коммуникативные:
- планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером;
- проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач;
-
Познавательные:
- самостоятельно выделяют и формулируют цели урока;
- формулируют ответы на вопросы учителя;
- устанавливают причинно-следственные связи, структурируют знания;
Оборудование: учебник по русскому языку, карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, вижу у вас замечательное настроение, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Сегодня на уроке наш доброжелательный настрой нам поможет.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Лексика. Культура речи».
Давайте посмотрим видеоролик. (Мультфильм «Лунтик. Когда рак на горе свистнет»)
- Почему Лунтик не понял пиявку?
3. Актуализация знаний
- На доске написано новое слово. Попробуем отгадать его смысл, читая по частям. Какие элементы слова вы можете перевести на русский язык? Вспомним, как переводится элемент - логия. К первому элементу подберите синонимы и сформулируйте лексическое значение. «Фразеология - от греч. фразис - «выражение» и логос - «учение».
- Давайте познакомимся с определением из учебника и запишем его.
- Что нового подсказал вам учебник?
- Какие слова в определении являются ключевыми?
4. Первичное усвоение новых знаний
- Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка - фразеология.
Русский язык очень богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами.
Найдите фразеологизмы в предложениях, запишите их в столбик.
1. Он только и любил вставлять палки в колёса, поэтому все сторонились его
2. С ним никто не хотел общаться, потому что он без царя в голове
3. Петя всё время валял дурака
4. Намудрили! Из мухи слона сделали!
5. У неё целый день глаза на мокром месте
6. Я так испугался, что душа в пятки уходит.
7. Хватит меня за нос водить!
8. А тут поняли: не видать нам пятёрок как своих ушей.
- Как вы узнали фразеологизмы? Определите, какое значение они имеют, подобрав к ним синонимы, запишите их во второй столбик.
- Как вы думаете, есть ли отличие фразеологизмов от словосочетаний?
Попробуйте исключить слова из фразеологизма и заменить их другими словами. Какой можем сделать вывод?
- Объединитесь по 4 человека, обсудите и выскажите предположения.
(ответы учащихся)
Рассматривается таблица, разбирается каждое утверждение
Свободное словосочетание
|
Фразеологический оборот
|
1. можно заменить любое слово в словосочетании другим словом |
1. замена слов невозможна |
2. слова сохраняют свою смысловую самостоятельность |
2. по смыслу каждое зависит от другого |
3. создаются в речи, не требуют запоминания |
3. не создаются в речи, требуют запоминания |
5. Первичное закрепление
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Существуют специальные фразеологические словари, в которых разъясняются фразеологизмы (знакомство детей со словарем).
Работа в группах.
1. Игра на понимание смысла «Собери фразеологизм»
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.
1-я группа - как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)
2-я группа - расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)
2. Найдите фразеологизмы-синонимы.
1-я группа - Бить баклуши - Водить за нос - Зарубить на носу - С гулькин нос
Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.
Найдите фразеологизмы-антонимы.
2-я группа - Заварить кашу - Во весь дух - Душа в душу -
Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.
3. Работа с текстом
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?
Обсуждение ответов
Итог урока
- Что такое фразеологизм?
- Какими признаками обладает фразеологизм?
- Чем он отличается от словосочетаний?
6. Информация о домашнем задании
Упр.148.
Задание на выбор:
- подготовить сообщение «История одного фразеологизма
- нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения
- выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами
7. Рефлексия
Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке.
Подними подходящую карточку.
- тяп-ляп
- в поте лица
- засучив рукава
- через пень колоду
Список литературы
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс. Москва: ВАКО, 2014.
- Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов и др. москва: Просвещения, 2014.
Интернет-ресурсы