Фразеологизмы

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: фразеологизмы


Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель урока: формирование системы знаний у учащихся о фразеологизме как единицы языка.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с понятием фразеологизмы, их лексическим значением и грамматическим строением, с фразеологическим словарём;
  • Способствовать развитию навыков опознавать фразеологизмы, определять их значение, синтаксическую роль, подбирать к ним синонимы и антонимы, различать фразеологизмы и свободные сочетания слов, находить фразеологизмы в толковом словаре;
  • Воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Предполагаемые результаты:

Предметные:

  • распознавать фразеологические обороты в текстах;
  • отличать фразеологические обороты от других речевых единиц;

Личностные:

  • Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

  • Регулятивные:
    • учитывают выделенные учителем ориентиры действия;
    • овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
    • ориентируются в учебнике, осуществляют осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности, соотносят свои действия с планируемым результатом;
  • Коммуникативные:
    • планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером;
    • проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач;
  • Познавательные:
    • самостоятельно выделяют и формулируют цели урока;
    • формулируют ответы на вопросы учителя;
    • устанавливают причинно-следственные связи, структурируют знания;

Оборудование: учебник по русскому языку, карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, вижу у вас замечательное настроение, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Сегодня на уроке наш доброжелательный настрой нам поможет.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Лексика. Культура речи».

Давайте посмотрим видеоролик. (Мультфильм «Лунтик. Когда рак на горе свистнет»)

- Почему Лунтик не понял пиявку?

3. Актуализация знаний

- На доске написано новое слово. Попробуем отгадать его смысл, читая по частям. Какие элементы слова вы можете перевести на русский язык? Вспомним, как переводится элемент - логия. К первому элементу подберите синонимы и сформулируйте лексическое значение. «Фразеология - от греч. фразис - «выражение» и логос - «учение».

- Давайте познакомимся с определением из учебника и запишем его.

- Что нового подсказал вам учебник?

- Какие слова в определении являются ключевыми?

4. Первичное усвоение новых знаний

- Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка - фразеология.

Русский язык очень богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами.

Найдите фразеологизмы в предложениях, запишите их в столбик.

1. Он только и любил вставлять палки в колёса, поэтому все сторонились его

2. С ним никто не хотел общаться, потому что он без царя в голове

3. Петя всё время валял дурака

4. Намудрили! Из мухи слона сделали!

5. У неё целый день глаза на мокром месте

6. Я так испугался, что душа в пятки уходит.

7. Хватит меня за нос водить!

8. А тут поняли: не видать нам пятёрок как своих ушей.

- Как вы узнали фразеологизмы? Определите, какое значение они имеют, подобрав к ним синонимы, запишите их во второй столбик.

- Как вы думаете, есть ли отличие фразеологизмов от словосочетаний?

Попробуйте исключить слова из фразеологизма и заменить их другими словами. Какой можем сделать вывод?

- Объединитесь по 4 человека, обсудите и выскажите предположения.

(ответы учащихся)

Рассматривается таблица, разбирается каждое утверждение

Свободное словосочетание
Фразеологический оборот

1. можно заменить любое слово в словосо­четании другим словом

1. замена слов невозможна

2. слова сохраняют свою смысловую само­стоятельность

2. по смыслу каждое зависит от другого

3. создаются в речи, не требуют запомина­ния

3. не создаются в речи, тре­буют запоминания

5. Первичное закрепление

Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.

Существуют специальные фразеологические словари, в которых разъясняются фразеологизмы (знакомство детей со словарем).

Работа в группах.

1. Игра на понимание смысла «Собери фразеологизм»

Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.

1-я группа - как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.

(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)

2-я группа - расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.

(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)

2. Найдите фразеологизмы-синонимы.

1-я группа - Бить баклуши - Водить за нос - Зарубить на носу - С гулькин нос

Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

Найдите фразеологизмы-антонимы.

2-я группа - Заварить кашу - Во весь дух - Душа в душу -

Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

3. Работа с текстом

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

Обсуждение ответов

Итог урока

- Что такое фразеологизм?

- Какими признаками обладает фразеологизм?

- Чем он отличается от словосочетаний?

6. Информация о домашнем задании

Упр.148.

Задание на выбор:

  • подготовить сообщение «История одного фразеологизма
  • нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения
  • выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами

7. Рефлексия

Подбери выражение, которое характеризует, как ты работал на уроке.

Подними подходящую карточку.

  • тяп-ляп
  • в поте лица
  • засучив рукава
  • через пень колоду

Список литературы

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс. Москва: ВАКО, 2014.
  2. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов и др. москва: Просвещения, 2014.

Интернет-ресурсы

  1. https://all-aforizmy.ru/citaty/krasivye-tsitaty-s-glubokim-smyslom-300-tsitat/
  2. https://mega-u.ru/
  3. https://www.ivi.ru/watch/luntik/37512