Открытый урок по теме "Праздник фразеологизмов, пословиц и крылатых слов"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: пословицы, фразеологизмы


Цели урока: дать понятие о фразеологизме, формирование умения использовать фразеологизмы, пословицы и крылатые слова в речи, вызвать интерес к изучению фразеологии.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Сегодня у нас очень интересный урок - "Праздник фразеологизмов, пословиц и крылатых слов". На уроке мы должны пополнить свой словарный запас, использовать в речи пословицы и фразеологические обороты. Перед праздником вы повторили пословицы и поговорки о труде, о лени, о знании и невежестве, о хлебе, о дружбе, о чертах человеческого характера. С помощью фразеологического словаря вы выяснили значение фразеологизмов, в составе которых есть слова рука, нос, нога, ухо, голова, глаз. Все вы потрудились не зря, это поможет вам сегодня на уроке.

Ведущий (учитель). Чтобы попасть на праздник, надо выдержать экзамен. Давайте вспомним, что изучает фразеология, что такое фразеологизм, пословицы, крылатые слова!

Крылатые слова - широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.

Пословица - краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Молодцы! Чтобы не попасть впросак, проводится словарная работа.

Затем на сцену выбегают скоморохи Миняй и Митяй.

Митяй: Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал. Как я теперь их сложу?

Миняй: А ребята на что? Они сейчас все их соберут. Ведь правда, ребята?

Игра "Найди пару" (собрать пословицы)

1. Не спеши языком

торопись делом

2. Птица красна пеньем

а человек уменьем

3. Сам пропадай

а товарища выручай

4. Грамоте учиться

всегда пригодится

5. С кем поведёшься

от того и наберёшься

6. Хочешь много знать

надо мало спать

7. Ученье свет

а неученье - тьма

8. Труд человека кормит

а лень портит

9. По одёжке встречают

по уму провожают

10. Глаза страшатся

а руки делают

11. Грамоте учиться

всегда пригодится

Ребята находят пару и подходят к скоморохам, первым трём парам дают фишки. А в тетрадях запишите свою пословицу, перед союзом а - запятая, ь - в глаголах (объяснение орфограмм).

Викторина 1

Проводит Митяй.

Найдите фразеологизмы и объясните их значение.

1)

Каша в голове у дяди Саши,
И ботинки просят каши. (Неразбериха, развалились, сильно износились, продырявились).

2)

Оказался молодцом,
Смог осилить ношу -
Не ударил в грязь лицом (оказался на высоте)
И не сел в калошу. (Не оказался в неловком положении).

Викторина 2

Миняй! Рисунки.

  • Комар, мышь, курица, кот, рак, бык.
  • Записать в тетради фразеологизм со словом и придумать предложение.
  • Комар носа не подточит.
  • Где раки зимуют, когда рак на горе свиснет.
  • Как мышь на крупу.
  • Как бык на новые ворота, брать быка за рога.
  • Купить кота в мешке, кот наплакал.
  • Курам на смех, куры не клюют, носиться как курица с яйцом.

Ведущий. Игра "Найти пару" (антонимы)

1. Заварить кашу

расхлёбывать кашу

2. Чуть свет

на ночь глядя

3. Повесить нос

воспрянуть духом

4. Жить душа в душу

как кошка с собакой

5. Сидеть сложа руки

не покладая рук

6. Хоть иголки собирай

ни зги не видно

Например: по чайной ложке - одним духом.

Аукцион

Миняй! Митяй!

"Продаются" слова: вода, голова, ум, глаз. Записать с ними фразеологизмы. Выдаются фишки.

Ум: браться за ум, без ума от чего-либо, в своём уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, повредиться в уме, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит.

Вода: как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, лить воду на чью-то мельницу, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды.

Голова: вбить в голову, взять в голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног, выкинуть из головы, вскружить голову.

Глаз: говорить в глаза, хоть глаз выколи, говорить за глаза, в глаза не видеть, произошло на глазах, отводить глаза, смотреть во все глаза, куда глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз.

"Поле чудес"

На игровом поле разные предметы. Играющий должен назвать фразеологизм с предметом. Если затрудняется, называет другой участник.

  • Карта - поставить на карту.
  • Корень - смотреть в корень.
  • Калоша - сесть в калошу.
  • Нож - резать без ножа.
  • Шляпа - всё дело в шляпе.
  • Камень - держать камень за пазухой.
  • Бутылка - лезть в бутылку.
  • Шерсть - гладить по шерсти.
  • Телефон - висеть на телефоне.
  • Мыло - без мыла в душу лезть.
  • Горох - как об стенку горох.
  • Пластинка - переменить пластинку.
  • Ключи - подбирать ключи.
  • Верёвка - одной верёвкой связан.
  • Решето - носить воду решетом.
  • Тарелка - не в своей тарелке.
  • Палка - перегнуть палку.
  • Гвозди - никаких гвоздей.
  • Карты - карты в руки.
  • Иголка - негде иголке упасть.
  • Яблоко - яблоку негде упасть.
  • Яйцо - яйца выведенного не стоит.

Шарады

Миняй! Ты знаешь, Митяй, что я придумал? Дай, я тебе на ухо скажу, а то ребята догадаются (шепчет).

Митяй! Сейчас мы вам покажем шарады, а вы попробуйте их разгадать и объяснить их значение.

  • Втирать очки - обманывать кого-либо для своей выгоды.
  • Намылить шею - задать взбучку, побить кого-либо.
  • Обводить вокруг пальца - хитро обманывать.
  • Кричать во всю ивановскую - очень громко.
  • Переливать из пустого в порожнее - заниматься бесполезным делом.

Викторина 3

Записать в тетради фразеологизмы, заменить их синонимами.

  • На край земли, быть может, еду, а может, только до Читы. (Далеко).
  • Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе объясню всё в два счёта. (Очень быстро, мигом).
  • Степан хотел было схватить Муму, но та ловко вывернулась из-под пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопатки к Герасиму. (Быстро помчалась).

Игрокам, у кого больше фишек, предлагается суперигра.

Даны рисунки:

1 - весёлый чёртик
2 - древнегреческий воин с сияющей пяткой
3 - "ять"
4 - несколько насекомых.

Участники суперигры должны объяснить значение и происхождение выражений: у чёрта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать Кузькину мать.

Ахиллесова пята - уязвимое место.

Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воду волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.

У чёрта на куличках - очень далеко.

Первоначальное значение выражения "где-то далеко в лесу". Кулички, кулига - расчищенная лесная поляна.

Знать на "ять" - знать очень хорошо.

"Ять" - буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся как "е". Тот, кто писал правильно слова с "ять", считался грамотным человеком.

Кузькина мать (показать кузькину мать) - жестоко наказать.

Кузька - небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зёрна.

Завершается праздник награждением победителей суперигры, а участники праздника получают памятные медали с изображением идиомы сесть в калошу.