Интегрированный урок (русский язык и психология) по теме "Местоимение"

Разделы: Русский язык, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: местоимение, темперамент, темперамент человека


Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы. Рекомендуется как урок-обобщение знаний по теме. Способствует закреплению знаний, развитию навыков употребления местоимений в речи. Урок формирует у учащихся стремления к самопознанию, воспитывает нравственность.

Тип урока: ролевая игра.

Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по теме «Местоимение», закрепить знания учащихся о местоимении. Формировать у учащихся стремления к самопознанию через изучение типов темперамента. Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Слово учителя

- Сядьте удобно, положите руки на стол, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебном лесу, вас окружают высокие сосны, чуть дальше от вас небольшая лужайка с разноцветными луговыми цветами. Здесь вам легко и спокойно. Наберите воздух и на какое-то время задержите его. Нагнитесь немного вперед и выпустите его одним выдохом. Все напряжение, вся усталость вышла из вас. Теперь вы отдохнувшие, полны сил и энергии. И мы приступаем к работе. Пожелаем друг другу успехов.

Сегодня у нас необычный урок. Урок будет проходить в виде состязания между четырьмя командами, названия которых соответствуют типам темпераментов: «Сангвиники», «Холерики», «Флегматики», «Меланхолики». На уроке мы выявим уровень ваших знаний по теме «Местоимение», используя современные психологические знания о типах темперамента.

2. Словарная работа

Словарная работа, где комментируется орфография и дается лексическое значение психологическим терминам.

Темперамент - это совокупность психических черт личности, основанных на определенном типе высшей нервной деятельности, то есть то, что дано человеку от природы.

Сангвиник - (от лат. - кровь, жизненная сила) - человек, для темперамента которого характерны легкая смена настроений, жизнелюбие, подвижность.

Флегматик - человек, отличающийся по своему темпераменту медленной восприимчивостью, слабым проявлением чувств, нераздражительностью, спокойствием.

Холерик - (от греч. - желчь) - человек по своему темпераменту быстро возбуждающийся, горячий, энергичный.

Меланхолик - (от греч. - черная желчь)- человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, впечатлительный, эмоциональный.

3. Первый тур «Найди местоимение»

Участникам игры раздаются карточки с грамматическими заданиями.

«Флегматики»

Флегматик все делает медленно и неторопливо. Строя свой замок, он неделями думал, как возводить башню или где делать ворота. Увлеченный своей работой, он даже никого не замечал.

Задание

Определи местоимение по признакам:

1) Притяжательное местоимение в ед. числе, муж. роде, вин. падеже. В предложении является определением.

2) Личное местоимение в ед. числе, муж. роде, им. падеже. В предложении является подлежащим.

«Холерики»

Холерик ни минуты не мог сидеть спокойно. Он целый день носился на коне, громко кричал, разгоняя всех разбойников в округе. Его можно было увидеть там, где завелся какой-нибудь дракон.

Задание. Найди местоимение по признакам:

1) Неопределенное местоимение в форме им. падежа, муж. рода, ед. числа. В предложении выполняет роль определения.

2) Личное местоимение в форме род. падежа, муж. рода, ед. числа. В предложении является дополнением.

«Меланхолики»

Меланхолик был из них самый тихий и грустный. Он всегда всего боялся. Он пугался криков пролетавших драконов и любил сидеть на лавочке в тишине своего парка.

Задание. Найди местоимение по морфологическим признакам:

1) Личное местоимение во мн. числе, в род. падеже. В предложении является дополнением.

2) Определительное местоимение в муж. роде, ед. числе. В предложении является определением.

«Сангвиники»

Сангвиник каждое дело выполнял быстро и весело. Если он решил построить себе новый замок, то работал старательно и не прекращал дело до полного окончания. Сангвиник всегда мог постоять за себя.

Задание. Определи местоимение по признакам:

1) Определительное местоимение в ср. роде, ед. числе, в вин. падеже. В предложении является определением.

2) Возвратное местоимение. В предложении является дополнением.

4. Второй тур «Определи разряд местоимения»

Задание. Выпишите местоимения, определите разряды.

Холериком был Александр Суворов. От природы он имел слабое здоровье и в детстве приводил кое - кого в ужас, обливаясь поздней осенью на улице холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух. Став великим полководцем, он ни в чем не уступал своим солдатам, разделяя с ними тяготы походной жизни. Полной противоположностью Суворову был флегматик Кутузов. Вероятно, его темперамент оказал влияние на выбор стратегии в войне с Наполеоном. Флегматики миролюбивы, но до тех пор, пока не затронуты их интересы. Они каждое дело доводят до конца, сохраняя спокойствие. Это и помогло Кутузову одержать победу над Наполеоном. А Наполеон был сангвиником. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов. Большинство поэтов, музыкантов, художников - меланхолики. К этому темпераменту относятся С.Есенин, Н.В.Гоголь. Их произведения - память об их чувствах и переживаниях.

5. Третий тур «Творческий»

Задание. Вашему вниманию предлагается карикатура датского художника Х.Бидструпа, где он показал, как реагируют на одно и тоже событие люди разных темпераментов. Глядя на рисунок, определите тип темперамента каждого героя, опишите это в мини-сочинении «Четыре типа темперамента». В своем сочинении используйте, как можно больше местоимений.

- Какими членами предложения являются местоимения вваших текстах?

6. Четвертый тур «Итоговый»

Задание. Запишите предложения, произведите морфологический разбор местоимений.
В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке имеется что-то от холерика, флегматика, сангвиника, меланхолика.

7. Подведение итогов игры, оценивание

- Что называется темпераментом?

- Что вы узнали о типах темперамента?

- О каких свойствах своего темперамента вы узнали?

- Помог ли вам наш урок узнать о себе что-то новое?

- С какой целью мы используем местоимения?

- Как часто вы используете местоимения?

- Вместо каких частей речи используются местоимения?

8. Фотовыставка известных людей с указанием их темперамента