Введение
С 1 сентября 2016 г. введен ФГОС для учащихся с ОВЗ и для учащихся с интеллектуальными нарушениями, который рассматривается как неотъемлемая часть действующего ФГОС общего образования и разработан для обеспечения равных возможностей получения качественного образования обучающимися с (интеллектуальными нарушениями) вне зависимости от социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; максимального расширения доступа обучающимся с ОВЗ к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям.
Стандарт направлен на создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.
Для создания специальных условий воспитания и обучения учащихся с ОВЗ И обеспечения их особых образовательных потребностей в арсенале учителя есть широкий набор современных педагогических технологий. Как доказывает опыт нашей экспериментальной площадки, наиболее эффективными являются интерактивные технологии.
С целью разработки системы педагогической деятельности по использованию интерактивных технологий в МКВСОУЦО №10 проводилась исследовательская работа. Новизна нашей работы заключается в адаптации существующих методов интерактивного обучения к применению их в работе с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Описанные в педагогической литературе методы и приемы относятся, в основном, к учащимся массовых образовательных школ. В проведённом нами опыте представлены особенности использования интерактивных методов в коррекционной школе. Основной упор делается на использование интерактивных методов, усложнение и расширение области их применения на уроке и во внеклассной работе.
Глава 1. Особенности развития учащихся с ОВЗ
1.1. Психологические особенности учащихся с интеллектуальными нарушениями
Развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями, хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаем остью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-во лево Л сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями; высокая конфликтность, снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми, неразвитость навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могу! выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии (1). Вместе с тем, Российская дефектология руководствуется теоретическим постулатом Л.С.Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей (3). Таким образом, в образовательной организации для обучающихся с ОВЗ. должны создаваться педагогические условия, которые, решая задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка, тесно связанны с возрастным возможностям и способностям обучающегося. Проблема создания таких педагогических условий побудила нас к поиску наиболее оптимальных в плане развития познавательной активности учащихся с ОВЗ, способов и методов обучения.
В своей работе мы опирались на утверждение дефектологов о том, что относительно сохранной у обучающихся с интеллектуальными нарушениями оказывается чувственная ступень познания - ощущение и восприятие (7). Поэтому из всех многочисленных методов обучения особое внимание уделялось принципам интерактивного обучения. Интерактивное обучение является важнейшим из сторон организации чувственного познания в учебном процессе. Чувственное познание как отражение окружающей действительности в ощущениях, восприятии, представлениях, конкретно-образном мышлении может иметь в развитии ученика самостоятельное значение или быть средством формирования абстракций.
Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
При поступлении в специальные учреждения учащиеся с ОВЗ. как правило, с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Затрудняют полноценную самостоятельность в учебной деятельности следующие особенности детей с интеллектуальными нарушениями: слабая ориентировка (хотя и элементарная) ребенка в пространстве; малый объём памяти; ограниченное воображение; недоразвитое абстрактное мышление; слабая актуализация социального опыта и предметных знаний. В основном они запоминают материал механически, ве понимают смысла, не умеют аргументировать свой ответ, логически рассуждать, имеют низкую мотивацию к обучению (2).
Одиако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительным! операциями.
1.2 Введение интерактивных технологий в процесс обучении детей с ОВЗ в МКВСО У ЦО №10
Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе - это создание психологически комфортной образовательной среды. Мы рекомендуем использовать интерактивные приемы и методы обучения, позволяющие преодолевать изолированность детей с особенностями психофизическою развития, развивать их коммуникативные навыки.
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Из них 1 млн. 800 тыс. - дети (5% всей детской популяции).
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня субъектной активности учебной деятельности школьников. В последнее время получил распространение еше один термин -«интерактивное обучение».
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна аз таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются совлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают (4).
Интерактивность выполняет важную функцию социализации учащихся. Интерактивный процесс воспроизводит «саму жизнь», участники проживают конкретное событие, которое спрессовано. Учащиеся в результате приобретают социально значимые умения (вести переговоры, брать на себа инициативу, взаимодействовать в небольшой группе). Ученик приобретает социальную уверенность (5).
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.
Исходя из опыта своей работы, мы видим, что применение всех методов з совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.
В основе любой интерактивной формы работы лежит сценарий. Создание сценария и его воплощение - процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим. Сценарий должен предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия, как они будут происходить.
Глава 2. Апробации интерактивных методов и приемов при работе с учащимися с ОВЗ
2.1. Ведущие признаки интерактивного обучения
Интерактивное обучение - это обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии. Интерактивные методы - способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия всех участников учебного процесса для создания оптимзльньех условий развития (2). Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
- Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
- Диалог. Днелогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
- Мысдедеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
- Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых дли себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
- 5. Свобода выбора.
- Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха -позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.
- Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Использование технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учит, и тех, кто учится.
Основной педагоги ческой идеей является применение в учебно-воспитательном процессе таких методов и приемов, которые заинтересуют, вовлекут в урок всех учащихся, будут способствовать активизации познавательной активности, эффективному усвоении! способов их получения (7).
2.2 Методы, применяемые на уроках сучащимися с ОВЗ
Использование интерактивных методов помогает сделать более осмысленным, логически завершенным, эмоционально окрашенным, и как следствие - более эффективным.
1.Метод «Кластеры». Использование кластеров на урока позволяет добиваться стройности и логической си усвоения материала. Эффективным является использование кластера на уроках русского языка при изучении правил, так как это позволяет структурировать содержащуюся в правиле информацию, показать логическую связь частей правила и усвоить алгоритм его применения. На уроке ознакомления составляю кластер вые используя кластер как опорный конспект, проговаривают изложенный материал. На последующих уроках.
2. Для развития у учащихся аналитического мышления на уроках русского языка, человек и мир использую такой метод как «Сравнительная диаграмма». Это позволяет активизировать мышление, способствует развитию памяти, обогащает лексический запас, развивает лингв! способности. На уроках русского языка использую диаграммы при изучении тем «Разделительный и смягчающий знак», «Приставка и суффикс», «Виды предложений», «Части речи». Этот метод позволяет выделять главное, находить сходство и отличие сравниваемых объектов и понятий. Он позволяет учащимся почувствовать себя в роли исследователей, повышая интерес к учебной деятельности, создавая атмосферу творчества.
3. Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. Ни уроках литературного чтения для работы в группе раздаются фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов - каждая группа составляет текст. После того, как все группы прочитают свои тексты вслух, просим повторить тексты соседних групп. Это позволять не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, во и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, обучении подробному и краткому пересказу.
4. Применение метода «Четыре угла» позволяет активизировать мыследеятельность учащихся, развивать навыки сотрудничества, познавательную мотивацию. Этот метод используется на уроках русского языка при изучении тем «Гласные и согласные звуки и буквы», «Парные звонкие я глухие согласные», «Части речи».
5. Для развития познавательной мотивации, логического мышления используем метод «Сборщики». Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать текст иди правило.
6. Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяем метод «С мира по нитке». Учащимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически
завершенные.
У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует или очень низкая учебная мотивация. Звук, движение, цвет на экране - это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным. Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении наших детей. Все ребята, которые имели во хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большее желание участвовать в уроках.
Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке, перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками.
А что думают по этому поводу сами дети? Вот некоторые из высказывании, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил»:
- «Мне нравится новая доска. Она как будто волшебная. Хочется все время выходить к доске, писать. И не страшно». /Стрелков Сергей, 2 "А»).
- «По учебнику бывает скучно работать. А когда мы в компьютерном классе - здорово. Как взрослые». (Алексеенко Вячеслав, 2«Б»).
- «Мне нравиться работать на компьютере. Я уже много умею. Даже другим помогаю. А еще нравится доска. На ней надо писать не мелом, а фломастером - каким хочешь, а еще можно просто рукой. Я даже обижаюсь, когда меня долго не вызывают». (Борисов Даниил, 5 «А»).
Использование разных методов интерактивного обучения предполагает высокую активность учащихся. Каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благшрштные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащему свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика с ОВЗ активным участником педагогического процесса, формировать и развивать его познавательную активность. Применение интерактивных методов содействует динамике развития интеллекта учащихся.