Цель:
- повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Местоимение», знать разряды местоимений, их лексические и грамматические особенности, синтаксическую роль местоимений, роль в речи;
- уметь находить местоимения, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль, правильно писать и употреблять в речи;
- воспитывать внимательное отношение к родному слову, способность оценивать свою работу, внимательное отношение к окружающему миру.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу.
- Совершенствовать навыки правописания местоимений.
- Развивать речевые навыки учащихся.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент (3 мин.)
Я рада видеть каждого из вас, ребята! Сегодня мы вспомним всё, что изучили о местоимении, повторим и обобщим изученное. Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.
II. Орфографический диктант (7 мин.)
Некого винить, кого-то увидел, с кем-то говорил, кое-что спросить, сказать кому-либо, никого не было, не с кем поделиться, некоторые люди, кое-кто из малышей, никому не сказал, нечего делить, отдать кому-нибудь.
III. Повторение теоретического материала (10 мин.)
1. Фронтальный опрос по вопросам
1) Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)
2) Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)
3) В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим,дополнением)
4) Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)
5) Вопросительные местоимения служат... (для выражения?)
6) В неопределенных местоимениях кое-, -то, -либо, -нибудь, пишутся ... (через дефис и являются?)
7) В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно? (когда между местоимениями и не/ни есть предлог)
8). Вспомните и перечислите разряды местоимении, а кто забыл- обратите внимание на слайд.
2. Работа с текстом, записанным на доске. Найти и исправить речевую ошибку
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись в тетради)
3. Игра «Четвертый лишний»
Учитель: Сейчас мы проверим, как вы запомнили разряды местоимений. Найдите и подчеркните лишнее местоимение в каждой строке. Задание дифференцировано: для группы 1 осложнено тем, что местоимения даны не в начальной форме, а значит, их труднее распознать.
1. Моего, нашим, себе, своя.
2. Всем, каждое, какую, любого.
3. Нами, тебе, их, те.
4. Какую-то, ни к чему, некого, ничьи.
1. Мой, наш, себя, свой.
2. Весь, каждый, какой, любой.
3. Мы, ты, они, тот.
4. Какой-то, ничто, ничей, некого.
Устная проверка выполнения задания
Физминутка. Гимнастика для глаз. (Просмотр ролика).
IV. Работа по группам (15 мин.)
Сильные учащиеся (работают самостоятельно по карточкам).
Слабые учащиеся работают вместе с учителем. Работа в тетрадях и на доске.
1. Запишите предложения, найдите местоимения, определите их разряд и падеж.
1. Друг рассказал мне нечто интересное.
2. Кто много читает, тот много знает.
3. Книги расскажут тебе о далеком прошлом.
2. Морфологический разбор местоимения.
Тебе -
Расскажут (кому?) тебе
I. Н.ф.-ты
II. Пост.приз: лич., 2 л; непост. - Д.п.
III. Расскажут (кому?) тебе.
3. Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
- Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
- Когда мы уезжали на дачу, попугай тосковал по нам.
- На празднике у ней собралось много друзей.
- О этом фильме долго спорили.
- Подарок, он должен приносить удовольствие.
- Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
V. Рефлексия
Учитель: В начале урока мы ставили цели: повторить, вспомнить, закрепить.
- Все ли нам удалось?
- Чему вы научились?
- Какие умения закрепили?
- Что вам понравилось? Какие упражнения показались интересными?
- Какие трудности испытали?
VI. Подведение итогов 5 минут. Оценивание учащихся
VII. Домашнее задание (индивидуальные карточки)
Составить загадки, ребусы, кроссворды по данной теме.