Коммуникативно направленное преподавание русского языка как условие осознанного самоопределения личности обучающихся.

Разделы: Русский язык


Русский язык, несомненно, являясь метапредметной дисциплиной, нередко воспринимается учащимися как предмет чисто теоретический, не связанный с их дальнейшей практической и профессиональной деятельностью. «Зачем изучать русский язык?» В этом «зачем» порой кроется непонимание конечной цели обучения. А результат - снижение интереса к предмету. Соответственно, задача учителя не только интеллектуально и нравственно развивать учащегося через речь, но и создавать условия для сознательного, осмысленного, а не формального усвоения знаний, что обеспечивает коммуникативно направленное преподавание русского языка.

Именно коммуникативная направленность преподавания способствует более тесной связи учебного предмета и жизни, поскольку выполнение учебных заданий на коммуникативном уровне требует, чтобы при создании своего текста (или ответа, устного или письменного) ученик учитывал адресата (того, к кому обращаются с речью), адресанта (кто обращается с речью), при каких условиях, где, когда происходит общение, а также цели общения (зачем и почему создается речевое высказывание). Не стоит забывать, что основной функцией языка является коммуникативная. А коммуникация - незаменимый атрибут любой профессиональной деятельности. Вот почему нужно учить русский язык. Для того, чтобы быть успешным в желаемой профессии. Именно к таким выводам мы, учителя русского языка, должны привести своих учеников.

Учебные и жизненные задачи должны идти не параллельно, а рука об руку, вместе. Соединение этих задач видится в коммуникативной направленности русского языка, т.е. в осмыслении языка как средства самоопределения личности, ее культурной самореализации и обучении ему как средству коммуникации. Сама жизнь ставит перед учителями определенную цель: научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне, т.е. уметь общаться с разными людьми в различным ситуациях и не стыдиться своей речи.

Планируя коммуникативные речевые задания на уроках русского языка, необходимо учитывать психолого-возрастные особенности обучающихся. Поскольку коммуникативное задание строится с учетом не только адресата, но и адресанта, школьники учатся речевому и психологическому поведению в зависимости от заданной (выбранной) социальной маски. Работая в данном направлении необходимо учитывать и уровень развития коммуникативно-речевых способностей учащихся. В каждом классе есть группа ребят, у которых устная и письменная речь достаточно хорошо развита, что позволяет им успешно выполнять письменные творческие работы по языку. Но при импровизированном устном общении на уроке и они испытывают определенные трудности, в основном не лингвистического, а поведенческого характера, отчего речь звучит неуверенно, монотонно, мимика и жесты скованы. Для этой группы ребят просто необходимо чаще давать ситуативно-ролевые задания. Например, можно предложить учащимся представить себя учителем. Как бы он объяснил эту тему урока? В 5-6-х классах урок русского языка я всегда начинаю с того, что предоставляю вступительное слово одному из учеников, которому необходимо дать настрой на урок, произнести для своих товарищей, так сказать, «мотивирующее слово».

Творческими стимулами речевой активности школьников являются также живопись и музыка. Многие ребята при доказательстве какой-нибудь мысли часто прибегают к аргументации на эмоциональном уровне, вообще испытывают трудности на уровне логического мышления. Поэтому я нередко прошу создать (устно или письменно) высказывания типа рассуждения. Целенаправленное обучение языку на коммуникативном уровне дает свои положительные результаты, кроме того, в классе создается дружеская атмосфера, поскольку форма работы чаще всего групповая или парная. Сочинения, написанные с учетом коммуникативных требований (кто? что? кому? где? когда? зачем? почему?), более оригинальны, интересны и художественны. На своих уроках я как можно чаще использую коллективную, парную или групповую формы обучения, т.е. такие формы, при которых создаются условия диалога, условия коммуникации. Чтобы научиться вести диалог, чтобы он был успешным, приносил удовлетворение общающимся сторонам, необходимо овладеть всеми видами речевой деятельности.

Но для того чтобы определиться с выбором будущей профессии, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой деятельности.

Широкие возможности для ознакомления с особенностями различных типов профессиональной деятельности представляет ролевая игра. Конечно же, на уроке русского языка важно показать практическое применение знаний по русскому языку в востребованных на сегодня профессиях. Так в 5-6х классах достаточно интересно проходит ролевая игра «Выборы» на уроке повторения и обобщения материала по теме «Части речи». Учащиеся делятся на группы, каждая из которых представляет предвыборный штаб одной из частей речи. Ребята должны максимально полно представить своего кандидата, указав его преимущества и достоинства. Учащимися создаются плакаты и листовки, предвыборные лозунги. Кто-то зачитывает речь от лица кандидата, кто-то - от его группы поддержки. Важно, что распределение функций внутри творческой группы происходит самостоятельно. Кто-то берёт на себя роль спич-райтера, кто-то оформителя, администратора, выступающего или самого кандидата.

По аналогичной схеме строится игра «Редакция», предназначенная для учащихся 7-х классов. После изучения темы «Публицистический стиль речи» ребятам предлагается познакомиться с реальным применением своих знаний на практике. Учащееся делятся на несколько групп, каждая из которых самостоятельно распределяет роли и обязанности: главный редактор, выпускающий редактор, корреспондент, художник-оформитель и т.д. (в зависимости от числа учащихся в классе). Цель группы - создание газетной полосы и её яркая (я бы сказала, конкурентноспособная) презентация. Данная форма урока позволяет учащимся не только отработать практические умения по созданию текстов публицистического типа речи, применяя на практике все полученные на уроке теоретические знания, и проявить свой творческий потенциал, но и способствует социализации учащихся, раскрывает для них особенности конкретных профессий, даёт возможность ощутить вкус профессиональных побед, но и реально ощутить определенные трудности, связанные с тем или иным видом деятельности.

Необязательно полностью посвящать урок профессиональному самоопределению. Но элементы ролевой игры можно использовать практически на каждом уроке. Главное, чтобы учащиеся понимали, что русский язык и речь неразрывно связано с реальной жизнью. Например, при изучении темы «Фразеология» можно познакомить ребят со статистикой использования ФЕ в качестве названий теле- и радиопрограмм. Так проанализировав программы 9 радиостанций и 40 телеканалов, нами было выделено 161 номинация, в основу которой легла ФЕ, как классические, так и трансформированные (Персона грата, За семью печатями, Нить Ариадны, Цена вопроса, Ни пуха, ни пера и пр.). Почему же авторы и редакторы программ используют данные лексические единицы в качестве названий? Именно такой вопрос ставим перед учащимися. Сравниваем содержание программ и значение фразеологизмов. Вспоминаем и понятие внутренней формы и особый культурологический потенциал данной языковой единицы (на мой взгляд, метапредметной). Ведь Использование фразем в теле- и радиодискурсе, несомненно, направлено на достижение определённой цели: оказание более эффективного влияния на формирование эстетического вкуса зрительской аудитории, на сознание зрителя и слушателя. Предлагаем ребятам самим придумать фразеологизм-название, на их взгляд, отвечающее целям современного радио и телевидения, и объяснить свой выбор. Менеджер, маркетолог, продюсер - востребованные и современные профессии, представители которых, несомненно, отличаются не только знанием языка, но я языковым чутьём, вкусом.

Сформированность коммуникативных умений дает учащимся возможность создавать тексты по одной и той же теме с самыми разнообразными языковыми решениями. При изучении любой части речи, любого типа предложения необходимо показывать учащимся не только их грамматику, их признаки и стилистические характеристики, но и возможную роль в организации связного высказывания.

Нельзя не отметить, что одной из эффективных форм работы над профессиональным самоопределением учащихся является обучение искусству полемического диалога. Вступая в полемику с учителем и сверстниками, учащиеся должны владеть не только правилами риторики, но и обладать навыками общения, сочетая чувство самоуважения и самоконтроля с умением слушать других, быстро реагировать на окружающую обстановку, находить в каждой ситуации нужное решение, убедительный тезис. Не каждому удается овладеть своим волнением в должной мере. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Диалогические возможности коммуникативно настроенных уроков русского языка и литературы трудно переоценить. Глубокое содержание этих предметов при правильной постановке обучения позволяет одновременно решать сразу несколько задач, в том числе личностного и профессионального самоопределения. (учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную).