Русский язык
-
Пространственно-временная организация стихотворения О.Э. Мандельштама "Сестры – тяжесть и нежность…" 2011
На уроке говорится об одном из ярких стихотворений О.Э. Мандельштама «Сестры – тяжесть и нежность…», о его пространственно-временной организации. Находятся слова-образы, о которых говорил А.Блок, постигается, как они связаны, как ведут читателя к разгадке. Смысловая глубина и насыщенность творений О.Э. Мандельштама вызывает интерес к его неповторимому способу проникновения в сердцевину великой вселенской загадки – загадки времени и пространства.
-
Культурно-речевая среда региона в образовательной практике старшеклассников 2011
В статье предложен опыт включения культурно-речевой среды региона в образовательную практику старшеклассников через организацию исследовательской деятельности, проведение интегрированных уроков. Дан развёрнутый конспект урока русского языка, на котором язык рассматривается как средство информационного и социально-культурного взаимодействия в современном мире.
-
Дидактические материалы для подготовки к ГИА при изучении темы "Виды придаточных предложений" 2011
Перед учителями, работающими в 9-х классах, стоит трудная задача: изучить достаточно объемный и сложный материал по теме «Сложное предложение» и подготовить учащихся к сдаче ГИА. Если дополнительных часов на подготовку к ГИА не выделено, то приходится совмещать и изучение новых тем, и разбор заданий ГИА. В статье представлен дидактический материал, дающий возможность учителям при изучении темы «Виды придаточных предложений» проводить подготовку к ГИА.
-
Урок-обобщение по теме "Предложение. Главные и второстепенные члены предложения" 2011
Урок-обобщение по изучению второстепенных членов предложения с использованием мультимедийного комплекса с интерактивной доской mimio Studio. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь приходит компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и наши ученики превращаются в пытливых искателей знаний.
-
Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 9-й класс 2011
На уроке закрепляются знания учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умения их применять; закрепляется навык определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения; развивается пунктуационная зоркость, языковое чутье.
-
Учимся применять орфографические правила 2011
Цели урока: повторение о корне и об однокоренных словах; повторение орфограмм корня в слове (проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные согласные) на основе теоретических знаний и через систему упражнений.
-
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 5, 7, 8-м классах 2011
В статье представлено тематическое планирование уроков литературы и русского языка составленное на основе программ по литературе и русскому языку для 5–11-х классов.
-
Сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка" 2011
Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, построению предложений, конструированию диалогов, более точному и эмоциональному переложению языка живописи на язык словесный. Введение ролевых игр в процесс обучения повышает интерес учащихся к урокам русского языка, способствует развитию диалогической и монологической речи.
-
Урок русского языка "Юный корректор" 2011
Урок для 6-го класса предназначен обобщить знания о правописании приставок при–пре. Необычная форма урока позволяет не только проконтролировать знания орфограммы, но и учит школьников внимательно относиться к правилам орфографии и пунктуации.
-
1-й съезд почитателей русского языка 2011
В нетрадиционной манере - в форме съезда почитателей русского языка - выстроен актуальный разговор со старшеклассниками о сохранении речи, родного языка, о том, как загрязняется русский язык ненормативной лексикой, избыточным употреблением заимствованных слов, а также раскрывается зашифрованное в азбуке послание предков.
-
Организация лексической работы с учениками-билингвами 2011
Лексическая работа с учениками - билингвами способствует сознательному усвоению материала, умению относительно свободно пользоваться продуктивной речью. Последовательность заданий позволяет овладеть лексическим материалом формирования речевых умений.
-
Учебные программы для 1-го класса ПНШ 2011
Учебные программы для 1-го класса ПНШ (русский язык, литературное чтение, математика, ОМ, ИЗО, технология) включают требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы, календарно-тематическое планирование, перечень ключевых слов по каждому предмету, список литературы для учителя и для учащихся.
-
Урок развития речи по русскому языку в 11-м классе на тему "Дружба по жизни – как тонкая нить, старайся ее и беречь, и крепить" 2011
Предлагаемый урок развития речи в 11-м классе предусматривает подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. В ходе урока учащиеся работают над анализом текста: определяют тему, выявляют проблему и авторскую позицию, строят собственные высказывания. Также включена динамическая пауза в виде путешествия в детство.
-
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева. 11-й класс 2011
Урок входит в систему подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Данному уроку предшествовали занятия, знакомящие одиннадцатиклассников с требованиями к сочинению и критериями его проверки, обучающие поэтапному разбору содержательных критериев и работе над композицией сочинения-рассуждения, систематизирующие знания о языковых средствах. Раздаточный материал, включающий подборку клише, планы и таблицы, помогает закрепить эти знания.
-
Систематизация и обобщение знаний по теме "Причастие" 2011
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие», закрепить навыки правописания и употребления причастий, навыки постановки запятой при причастном обороте.
-
-тся и -ться в глаголах 2011
Цели урока: показать условия выбора на письме -тся и -ться; формировать навыки правильного написания -тся и -ться; обогащать и активизировать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, познавательную активность, интерес к предмету; продолжить приобщение детей к истокам народной мудрости (народные приметы); воспитывать нравственные качества (пословицы русского и казахского народов).
-
Подготовка к написанию сочинения по картине К.А. Васильева "Осень" 2011
Цели урока: познакомить с творчеством художника, обучить школьников описывать пейзаж, изображенный на картине; развивать и совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся, умение выделять характерные особенности для описания пейзажа; воспитывать любознательность и наблюдательность, интерес к творчеству великого художника К.Васильева.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) "Описание природы". 6-й класс 2011
Цель урока – подготовка к сочинению-описанию природы по картинам русских художников XIX–XX вв. Учащиеся работают с памяткой написания сочинения по картине, обучаются умению составлять план, выделяя смысловые части сочинения, повторяют орфограммы.
-
Практикум по русскому языку (программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ по русскому языку). 11-й класс 2011
Предполагаемый курс подготовки к ЕГЭ позволит снять психолого-эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям, потому что в программу курса включены тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов. Сгруппированный по разделам КИМов дидактичнеский материал поможет учащимся самостоятельно подготовиться к экзамену.
-
Методическая разработка урока письма и развития речи в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VII вида по теме "Изменение имен существительных по числам" 2011
Обучение в специальной (коррекционной) школе должно строиться таким образом, чтобы в ходе урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого учитель должен включать в содержание каждого урока специальные (коррекционные) упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления, речи.
-
Урок русского языка по теме "Сложные предложения с различными видами связи". 9-й класс 2011
Цель урока – помочь учащимся практически усвоить понятие «сложное предложение с различными видами связи», показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.
-
Правописание окончаний имен существительных в косвенных падежах 2011
Цели урока: формировать умение правописания падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 скл.; развивать умения правильно писать безударное окончание (распознавание орфограмм, отработка способов проверки).
-
"Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова 2011
У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью. Слово - живое. Учащиеся изучают тайны слова - проводят творческое исследование слова, знакомятся с основными разделами языкознания, что способствует приобщению детей к миру слов, привитию бережного отношения к языку, развитию связной речи учащихся.
-
Основные принципы пунктуации. 11-й класс 2011
Одной из основных задач урока является формирование представления учащихся о вреде алкоголя, о страшных последствиях влияния последнего на психическое и эмоциональное состояние подростка, регрессию личности, ее физическую и духовную гибель. У учащихся при знакомстве с предложенным для анализа текстом формируется негативное отношение к приему спиртного.
-
Мягкий знак после шипящих на конце наречий 2011
Работа автора представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся. В процессе ознакомления с новым материалом проводится сопутствующее закрепление пройденного.
-
Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова 2011
На уроке дети учатся, как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова (обучение применению правила), связно выражать свои мысли, действовать по алгоритму, идёт развитие связной речи, обогащение словарного запаса, дети учатся логически мыслить, делать выводы.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Цветы в нашей жизни" 2011
Урок простроен с учётом курса «Самосовершенствование личности», а именно, «Научи себя учиться». В течение всего урока обучающиеся «учат себя» работать в группах, анализировать тексты, писать сочинение-миниатюру как продолжение предложенного учителем текста, решать орфографические задачи. Кроме этого, дети учатся выступать с монологическим ответом по заданной теме перед аудиторией, т.е. о цветах, растущих в Республике Саха (Якутия).
-
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по теме "Текст. Признаки текста". 6-й класс 2011
Цель урока – формировать умение работать с текстом; совершенствовать навыки смыслового анализа текста; формировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.
-
Грамотеи. 6-й класс 2011
Игра-путешествие по русскому языку для учащихся 6-х классов включает занимательный материал по разделам курса русского языка: «Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис». Задания заставляют учащихся вспомнить изученный ранее материал и применить его в новой ситуации, способствуют развитию коммуникативной компетентности учащихся, формируют орфоэпические навыки, пробуждают и поддерживают интерес к русскому языку, развивают индивидуальные, творческие способности учащихся.
-
Окончание слова. Понятие об окончании и его роли в речи. 2-й класс 2011
Цели урока: дать представление об окончании как изменяемой части слова и его ролью в предложении; развивать умения распознавать однокоренные слова и выделять корень; образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов; развивать орфографическую зоркость.