Задачи урока : правило выбора а-о в корнях -лаг- лож-, -раст-ращ-рос-; чередование а-о в корнях слов.
Цель урока: умение учащимися владеть способом выбора а-о в корнях -лаг-лож-раст-, ращ-рос-; умение отличать данную орфограмму от орфограммы: "Проверяемая безударная гласная в корне слова".
Беседа с классом о выборе букв о-а в корнях с чередующейся гласной в корне слова .
- Когда в корнях -лаг- лож- пишется буква А, а когда О?
- Когда в корнях -раст- -ращ- -рос- пишется буква А, а когда О? В чём отличие орфограммы " Чередующаяся гласная в корне слова" от орфограммы " безударная гласная в корне слова"? (Ответы учащихся подтверждаются примерами).
- Какие вы знаете слова-исключения?
2. Орфографическая диктовка (учащиеся объясняют устно и графически орфограмму в словах).
Предл..гать, р..стительность, сл..жение, обр..сли, прор..стать, р..сток, прил..жить, выр..щенный, Р..стов, изл..гать, Р..стислав, зар..стать, р..стовщик, отр..сль.
3. Предупредительный диктант. (уч-ся в записанных предложениях находят слова с орфограммой "Чередующаяся гласная в корне слова" и объясняют её устно и графически).
Ложился на поля туман. Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. Цветы росли прямо у кустов. Дом располагался на краю посёлка. Снежные хлопья всё росли и обратились в огромных белых кур. Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.Волны выбросили на берег много водорослей. Вдоль стен располагались шкафы с книгами. Густые кусты разрослись по склонам оврага.
- разбор слов по составу: располагался, водорослей.
4. Выборочный диктант (в одну колонку уч-ся выписывают слова с орфограммой: "Чередующаяся гласная в корне слова, а в другую- слова с орфограммой "Проверяемая безударная гласная в корне слова"). Орфограммы объясняются устно и графически.
Ум..лять о помощи, прил..жить, р..сти, пол..скать сестрёнку, разв..вается на ветру, изл..гал, подр..сти, отр..сли, прош..птать, обст:влять мебелью, расп..сать стены.
5. Словарная работа (уч-ся записывают в словарик слова с корнем-яв-явл- и составляют с данными словами 2-3 предложения):
- яв-явл-: явка, явиться, явление, проявиться, заявление.
6. Игра "Составь слово"(полученное слово уч-ся разбирают по составу):
- в слове наговорить уч-ся выделяют приставку
- в слове слагала-корень
- в слове писать-суффикс
- в слове решил- суффикс глагола прошедшего времени
- в слове понимала-окончание
Составленное слово-налагала.
7. Выводы о правописании букв о-а в корнях -лаг-лож- раст-ращ-рос- .
- Чем отличается орфограмма "Чередующаяся гласная в корне слова "от орфограммы "Проверяемая безударная гласная в корне слова".
8. Домашнее задание.