Цель урока:
- Обобщить и систематизировать сведения о лексике.
- Закрепить навыки лексического разбора и работы с различными типами словарей.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации изученного.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая работа:
– Записать слова под диктовку, объяснить орфограммы.
Эффект, популярный, гигантский, деятельный, гуманный, гостиная.
– Подобрать к ним синонимы и антонимы.
– Определить, к какому из слов, записанных на доске, неверно подобран синоним.
Лоб-чело; блестела-сверкала; монумент-пьедестал; ярость-гнев.
– Какой раздел науки о языке изучает синонимы и антонимы?
2. Обобщение и систематизация изученного.
Беседа о лексике по вопросам на странице 20 (учебник А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова “Русский язык. 10-11” Москва, 2001г.)
Презентация “Словарь — это вселенная в алфавитном порядке”
3. Тренировочные упражнения
- Используя необходимые словари, дайте толкование лексического значения слов:
- Используя необходимые словари, выполните следующие упражнения, ответы запишите в тетрадь:
Гавань_________________________________________
Приземистый ___________________________________
Понурый _______________________________________
Благоухание ____________________________________
- Какое из перечисленных слов имеет значение “забавный”?
1)курьезный 2)корректный 3)педантичный 4)уникальный
- Какое из перечисленных слов имеет значение “относящийся к лирике как к роду литературы”:
1)лиричный 2)выразительный 3)лирический 4)субъективный
- Выпишите из словаря по 2 многозначных слова, составьте с ними словосочетания, в которых слова использовались бы в различных значениях.
- Можно ли вне текста определить лексическое значения слов и их морфологические признаки? Какие варианты лексического значения возможны у этих слов? Свое мнение обоснуйте, составив словосочетания с этими словами, из которых станет яснее их лексическое значение:
Засыпает, напасть, прорыв, косой, стекла, мыла, дали, простой, второе, пили.
- Упражнение 30. (Стихотворение Б.Заходера “Если мне подарят лодку…”). (учебник А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова “Русский язык. 10-11” Москва, 2001 г.)