Цели:
Обучающие:
- повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;
- обобщить знания по синтаксическому разбору предложения, понятиям и терминам русского языка, орфоэпическому анализу слова;
- усвоить литературное произношение слов.
Развивающие:
- развить умения выделять существенные признаки, видеть закономерность, делать выводы;
- способствовать развитию логического мышления, речи.
Воспитывающие:
- создание необходимого эмоционального настроя, условий для позитивной работы;
- воспитывать культуру общения, собранность, доброжелательное отношение к одноклассникам.
Этапы урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Актуализация опорных знаний
- Повторение и обобщение темы
- Закрепление: коллективная и индивидуальная работа(с заданием повышенного уровня)
- Подведение итогов урока, выставление оценок
- Домашнее задание
Ход урока
I. Орг. момент
(проверка готовности учеников к уроку, наличия письменных принадлежностей, создание положительного настроя на занятие)
II. Объявление целей урока (см. выше)
– Мы с вами сегодня вспомним тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения», научимся находить обобщающие слова, в предложениях, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака, а также:
- повторим синт. разбор предложения,
- вспомним значение терминов и понятий русского языка.
В конце урока – диагностическая работа на проверку усвоения сегодняшнего материала.
– Начнем с частичной проверки д.з, и повторения орфоэпии.
III. Повторение, проверка д./з.
1) Работа по индивидуальным карточкам (орфоэпия)
– что такое орфоэпия? (система единых норм произношения слов)
2) Коллективная работа по транскрипции (у доски):
– что такое транскрипция? (обозначение слова звуками)
– Напишите транскрипцию слов:
- КРЕМ
- БОГ
- БУЛОЧНАЯ
- СВИТЕР
- ПЮРЕ
3) Разбор предложения из домашней работы. (синтаксический)
На юбилей турфирма заказала цветы: орхидеи, розы и хризантемы, которые были закуплены по каталогу.
– Чем осложнена 1 часть предложения? (обобщ. словом при однор. членах предложения)
– Что же такое обобщающее слово? (Ответы учащихся.)
Вывод: Обобщающие слова – это одно общее наименование всем однородным членам.
– Какие члены предложения мы называем «однородными»? (обозначают одно понятие, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову)
Это один из примеров предложения с обобщ.словом при однородных членах предложения.
Давайте проанализируем предложения из таблицы и объясним в них пунктуационные правила.
IV. Основная часть
(Запись темы урока, работа с таблицей, анализ предложений из худ. лит-ры)
1) №4 – а именно, например – уточняющие слова; №5 – короче говоря, одним словом – вводные слова
2) Обратите внимание, что при обобщающем слове, стоящем перед однородными членами, обобщающее слово произносится с логическим ударением и интонацией предупреждения. Перед однородными членами пауза и они читаются пониженным тоном с перечислительной интонацией.
3) (Доп: ДВОЕТОЧИЕ не ставится
Перед одн. чл.предл., выраж. именами собств., геогр. наим, назв. лит. произв.,
ЕСЛИ им предшествует ОБЩЕЕ ДЛЯ НИХ ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, не выступающее в роли обобщающего слова.
Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.)
ВЫВОД: Обобщающие слова включают в себя следующие грамматические признаки:
- равенство понятий обобщающего слова и однородных членов предложения;
- способность обобщающего слова быть любым членом предложения (как главным, так и второстепенным);
- возможность быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологическим оборотом и даже предложением;
- способность находиться как впереди, так и позади однородных членов и даже разрывать их;
- определенное интонационное оформление обобщающих слов.
V. Закрепление темы
1) (запись предложений под диктовку, разбор на доске и индив., сост. схем одн. чл. предл. с обобщ.)
а) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П.Чехов)
б) Среди птиц, насекомых – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (И. Тургенев)
в) Мне казалось, что все это: и крики газетчиков, и заводские гудки,и торопливые свистки паровозов – имеет какое-то отношение к моему приезду. (М. Горький)
2) С.р. с раздаточным материалом. (+доп.карточки по желанию)
VI. Подведение итогов
- Что нового узнали на уроке?
- Были ли трудности?