Цели: Главная цель – знакомство с основными признаками предложения.
Обучающие:
- учить выделять предложение среди других единиц речи;
- углубить представление детей о строении предложения как конструкции (цепочки) из слов, о грамматической структуре, о связи слов с помощью изменения форм слова и употреблении предлогов, союзов;
- активизировать познавательный интерес детей разнообразием форм, методов, средств обучения;
Развивающие:
- развивать навык грамотного и аккуратного письма;
- развивать речь учащихся, умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
- развивать память, мышление, любознательность, внимание;
- развивать умение работать в паре, группе;
- развивать информационно-коммуникативную культуру;
Воспитывающие:
- воспитывать культуру учебного труда;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи.
Оборудование урока:
- Учебники «Русский язык. 3 класс. Л.Я. Желтовская»
- Рабочие тетради.
- Выставка книг об осени.
- Листья-письма для групповой работы.
- Схемы предложений.
- Карточки со словарными словами для индивидуальной работы.
- Карточки-тесты для проверки знаний.
- Карточки для рефлексии.
- Ноутбук.
- Экран.
- Проектор.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Учитель: Идут последние дни октября, второго месяца осени. В народе октябрь называют грязником, листопадом. Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой... Может быть мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. Фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена…
Cлайд 1
Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо, и земля…
(В. Брюсов)
Но прозвенел звонок, начинается урок. Все готовы? Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть октябрьского прохладного утра.
Повернитесь к нашим гостям, поприветствуйте их своими улыбками. Мы начинаем…
II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке. Повторение ранее изученного материала.
Cлайд 2
Учитель:
…Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье…
(И. Бунин)
Все, что я вам говорила, – это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.
Что главное в речи? Слово!
Cлайд 3
Учитель: Слово – центральная единица языка. Слово служит для обозначения предмета или понятия. Все, что попадает в поле зрения человека, получает свое название в виде отдельного слова или словосочетания.
Словарная работа – слова на падающих листьях по экрану (слабым ученикам – на карточках):
Cлайды 4-9
- Какое задание вы могли бы себе предложить сейчас? (списать, поставить ударение, обозначить букву безударного гласного звука):
пр…рода, р…сунок, д…рога, л…пата, н…род, ж…вотные.
- Проверьте, правильно ли вы написали эти слова (на экране).
Cлайд 10
Взаимопроверка. Работа в парах.
- Выпишите первые буквы слов (строка каллиграфии), прочтите их – что заметили? Что получилось?
Cлайд 11
пр.дл.ж.н..
Чего не хватает? Какие буквы надо вставить?
Cлайд 12
Чистописание: еоеие… Буквы на строке повторялись с определенной закономерностью. Как это называется? (ритм, такт)
- Повторите, какое слово у нас получилось – это и есть тема сегодняшнего урока: Предложение.
Цель нашего урока – познакомиться с основными признаками предложения.
Cлайд 13
Сочетание двух или более слов, связанных по смыслу, называют словосочетанием.
В словосочетании обычно одно слово главное, другое – зависимое.
Cлайд 14
- Составьте словосочетания с записанными на экране словами:
- природа, рисунок, дорога, лопата, народ, желтый
- веселый, дальняя, детский, волшебная, лист, тяжелая
Cлайд 15
природа (какая?) волшебная рисунок (какой?) детский дорога (какая?) дальняя лопата (какая?) тяжелая народ (какой?) веселый животные (какие?) любимые
III. Основной этап. Изучение нового материала.
Cлайд 16
Учитель: Общаясь, мы обмениваемся мыслями (о чем-то спрашиваем, отвечаем на вопросы, сообщаем о чем-нибудь, просим), выражаем разные чувства. В этих целях мы используем конструкции, построенные из слов, – предложения.
- Вспомните, какие признаки предложения вы уже знаете. Прочитайте правила на с. 63-64.
Cлайд 17
- Упр. 2 стр. 64. Определите, под какой цифрой дано предложение. Обоснуйте свой выбор. Запишите предложение. Укажите в нем стрелками связь слов. Составьте схему предложения. Прочитайте его вслух, вслушайтесь в интонации. О чем говорится в предложении? Что сообщается о природе?
Предложение записывается с комментированием.
Учитель: Предложение – слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов). Проверяем (на экране):
Cлайд 18
какие? что делают? c чего? Последние листья слетают с деревьев.
Предложение выражает мысли и чувства и отличается интонационной законченностью.
Cлайд 19
- Заметьте! Название грамматическая связь слов произошло от названия учения о предложениях и словосочетаниях – Грамматика:
- Морфология (греч. «форма, учение») – изучает слово как часть речи, словоизменение, и
- Синтаксис (греч. «составление») – изучает словосочетание, предложение.
Cлайд 20
Психофизпауза «В осеннем лесу… Паучки».
Учитель: Я приглашаю вас в осенний лес. Закройте глаза… Представьте… «лес, точно…» (дети продолжают стихотворение по строчкам цепочкой)
В каждом времени года своя музыка, свои звуки. Осень – это шепот дождя, шорох листьев под ногами, прощальные крики птиц.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
IV. Закрепление изученного. Рефлексия.
Тренинг – первичное закрепление – работа в группах.
- Каждая группа получила на листиках сообщение от осени. Шаловливый ветер перепутал слова. Нам надо расставить их так, чтобы получились предложения. Разместите свои предложения на доске рядом с соответствующими схемами. Сможете – выделите основу…
Cлайд 21
- осень, тихо, у, бродит, зеленых
- листья, пожелтели, деревьях,на
- лист, влажную, в лесу, кроет, уж золотой землю
- перелетные, улетели, на, птицы, юг
- звери, зиме, к, готовятся
- несет, и туман, осень, и непогоду, поздняя
Упр. 4 стр. 65 – Самостоятельная работа в тетрадях (c последующей проверкой учителем).
Cлайд 22
Закрепление – фронтальный опрос:
- Из чего состоит предложение?
- Как связаны между собой слова в предложении?
- Что выражает предложение?
- Как правильно выделить начало предложения на письме?
Тест – проверка знаний (индивидуальная работа).
-
Первое слово в предложении пишется:
А) с маленькой буквы;
Б) с большой буквы. -
Предложение состоит из:
А) букв;
Б) звуков;
В) слогов;
Г) слов.
Сдаем тетради с вложенными в них тестами.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Все сегодня работали хорошо, дружно, очень старались.
Я благодарю всех вас, ребята, за сотрудничество. Оценка учащихся.
- Знания, умения и навыки по каким предметам помогали нам сегодня на уроке?
Вот какая удивительная и увлекательная Планета Знаний – программа, по которой мы с вами учимся!
- Какие новые знания вы для себя открыли на уроке?
- Что вас заинтересовало?
- О чем вам захотелось рассказать своим родителям?
- Что узнали?
- Чему научились?
- Что почувствовали?
Cлайд 23
Рефлексия.
- Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, раскрасьте улыбающийся листок.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, раскрасьте спокойный листок.
- Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справлялись, раскрасьте грустный листок.
Ритмическая гимнастика под музыкальную композицию «Школа будущего» – Приложение 2.
Презентация – Приложение 1, Самоанализ – Приложение 3, Фотоальбом – Приложение 4.