Русский язык
-
Урок русского языка по теме "Отрицательные местоимения". 6-й класс 2012
В статье дается понятие отрицательных местоимений, выделяются их лексико-грамматические признаки; формируется умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях; развивается мышление в сопоставлении различных написаний.
-
Урок русского языка по теме "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". 7-й класс 2012
На уроке изучается орфограмма «О и Е после шипящих на конце наречий»; выводятся три условия выбора орфограммы, формируется умение грамотного написания О-Е на конце наречий; повторяется написание О-Е-Ё после шипящих (и Ц) в разных частях речи.
-
Обобщающие слова при однородных членах предложения 2012
Задания совершенствуют навыки пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами, выполнения тестового задания А24. Внедряется тренинговая технология при подготовке к ЕГЭ.
-
Урок русского языка "Реформа русской азбуки". 7-й класс 2012
Цель: рассмотреть процесс преобразования русского языка в эпоху правления Петра I, выяснить причины его преобразования, осветить сами преобразования и реформы, проводимые Петром I. Учащиеся активизируют знания по истории русского языка, дают оценку деятельности Петра I на основе исследования документов, раскрывают прогрессивный характер петровских преобразований в области языка.
-
Урок-исследование по теме "Н и НН в прилагательных, образованных от существительных" 2012
Знания, добытые самостоятельно, в личном наблюдении, лучше усваиваются, нежели сообщенные. Изучая написание Н или НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительного, учащиеся развивают коммуникативные способности, овладевают навыками коллективного труда. Метод исследования пригодится не только на этапе знакомства с правилом, но и в овладении навыками грамотного письма.
-
Развитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы 2012
Обобщается педагогический опыт работы по формированию и развитию коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности как условие духовно-нравственного воспитания личности ребенка.
-
Урок русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные". 6-й класс 2012
Чтобы научить детей находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять их, правильно писать суффикс и падежные окончания, повторяется тема «Имя существительное», выполняется тестовое задание и работа с таблицей склонения. Постановка проблемы с занимательным материалом позволяет ученикам самим сделать вывод о правописании падежных окончаний и суффикса -ен разносклоняемых существительных.
-
Словосочетание как синтактическая единица 2012
На уроке формируются аналитические навыки разбора словосочетаний, составляются словосочетания разного стиля, изучается управление в глагольных словосочетаниях.
-
Повторение изученного о сложноподчиненном предложении. 9-й класс 2012
Учащиеся обобщают и систематизируют теоретические знания по теме, закрепляют умение различать виды придаточных предложений в составе СПП, отрабатывают навык постановки запятых, учатся употреблять в устной и письменной речи предложения конструкций. На уроке используются элементы игровой, тестовой, проектной технологий.
-
Развитие умений подготовки доклада на основе исследовательского задания: значение и ориентиры деятельности школьников 2012
Анализируется стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
-
Сочинение-рассужение по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар". 11-й класс 2012
Цель урока: обучение сочинению-рассуждению; закрепление умения анализировать текст художественного стиля, выделять ключевые слова, определять тему текста, формулировать проблему, комментировать текст, выявлять авторскую позицию; развитие навыков литературоведческого анализа текста, формирование представлений о роли и значении искусства в жизни человека; воспитание таких нравственных качеств человека, как совесть, честь.
-
Обобщение знаний о союзе и предлоге как служебных частях речи. 7-й класс 2012
Урок обобщает и систематизирует учебный материал по русскому языку, применяет компьютерные технологии в игровой форме. Игровой момент введен личностно-ориентированным подходом. Цель урока: закрепить знания о союзах и предлогах; научить учащихся различать служебные и омонимичные им самостоятельные части речи и определять разницу в их написании.
-
Тема: "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему". 11-й класс 2012
Урок определяет способы осмысления текста. Повторяются орфограммы и пунктограммы, изученные ранее. Ученики пишут мини-сочинение в соответствии с требованиями к части С ЕГЭ по русскому языку.
-
Урок-путешествие с элементами инновационных технологий по теме "Глагол". 4-й класс 2012
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся об одной из частей речи в русском языке – глаголе, его месте в морфологической системе языка, особенностях изменения. В ходе урока в игровой форме ученики вспоминают ранее изученный материал о глаголе, его морфологических признаках.
-
Сочинение-описание действия по картине. 7-й класс 2012
Урок развивает навык грамотной устной и письменной речи, творческое мышление. Изучается творчество русских художников – В.Сурикова, В.Перова и С.Григорьева.
-
Урок-викторина "Знаешь ли ты русский язык?" для учащихся 5-го класса по теме "Словообразование и орфография" 2012
Цель урока: в игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки пятиклассников, воспитывать стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка. Чтобы не оказаться в проигрыше, ребята старательно изучают указанный раздел и с нетерпением ждут очередных испытаний. Заинтересованность учеников в изучении русского языка при такой проверке знаний значительно возрастает.
-
Урок русского языка по теме "Закрепление знаний о различных частях речи". 3-й класс 2012
Автор учит учеников различать различные части речи, грамотному письму. Развивает графическую зоркость, графику, мелкую моторику; расширяет запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы 2012
Уроки литературы побуждают вести диалог о непростых проблемах нашей жизни, сложной судьбе героев произведений, бездуховности, утрате нравственных идеалов, добре и зле, роли семьи в воспитании человека. На уроках русского языка необходимо анализировать тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни.
-
Подготовка к сочинению на морально-этическую тему "Что такое счастье?" 2012
Сочинение – очень важная часть работы по формированию различного рода речевых умений и навыков учащихся. Урок проводится за один час с опережающим домашним заданием по сбору материалов к сочинению. Во время урока у ребят вырабатывается правильное отношение к своим поступкам и окружающих людей, понимание понятия "счастье".
-
Урок русского языка в школе для глухих детей. 8-й класс 2012
Урок обобщает знания учащихся о самостоятельных частях речи, закрепляет правописание некоторых орфограмм, развивает орфографическую зоркость и внятную речь учащихся. Урок построен по модульной технологии и адаптирован для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Несет практическую направленность, учит применять полученные знания, проявить творческие способности.
-
Урок русского языка по теме "Лексическое значение слова и способы его объяснения". 5-й класс 2012
Цель урока: закрепить представление о лексике как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка, толкование слов: лексического значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов (отрабатывать умение давать словообразовательное толкование значения слова); рисунок, иллюстрирующий значение слова; познакомить с понятиями "лексикография", "лексикограф", "окказионализмы" (авторские слова).
-
Особенности развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 2012
Именно в школе начинается формирование творчески развитой личности. Особая задача принадлежит урокам словесности, развивающим инициативное творчество учащихся. Разнообразие методов и приемов, использование большого дидактического материала, анализ текстов и работа над сочинениями разных жанров позволяют учителю не только добиться высокого качества обучения, но и формируют у школьников интерес к языку, навыки исследовательской деятельности.
-
Обобщение и систематизация изученного об однородных членах предложения и обобщающих словах при них 2012
Урок может проводиться как итоговый по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" как в 8-м, так и в 11-м классе. При подготовке и проведении урока использованы различные формы работы учащихся: групповая, индивидуальная. Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненного однородными членами предложения и обобщающими словами при них.
-
Подготовка к подробному изложению 2012
Подробное изложение – очень важная часть формирования различных умений и навыков учащихся. Урок по подготовке к подробному изложению по отрывку из художественного текста проводится на спаренном часе. Во время урока у ребят формируется доброжелательное отношение к животным.
-
Мягкий знак после шипящих на конце наречий 2012
Урок совершенствует навыки правописания слов с мягким знаком после шипящих на конце наречий. Каждый этап урока содержит задания, которые предусматривают непосредственное участие учащихся в учебном процессе. Занимательные заданий на уроке активизируют познавательный интерес, стимулируют и развивают психические и мыслительные процессы, вызывают у учащихся эмоциональный подъем.
-
Урок русского языка. Обобщение и систематизация по теме "Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи". 6-й класс 2012
Цель урока: выполнение элементов лингвистического анализа; нахождение в тексте имен прилагательных, определение их разряда, морфологический разбор прилагательных, определение их синтаксической роли и роли в тексте; сочинение-миниатюра. Для достижения результата важен эмоциональный настрой учителя и учеников. Музыкальное сопровождение создает особую атмосферу приподнятости настроения, ощущения сопричастности к событиям.
-
Сохраним язык – сохраним Россию! 2012
Урок-дискуссия предназначен для учащихся 10–11 классов. Посвящен отношениям взрослых и детей к русскому языку. Задача учителя – привлечь внимание учащихся к проблемам русского языка, воспитывать бережное отношение к слову.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Сложносочиненные предложения" (закрепление изученного) 2012
Урок русского языка в 9-м классе, построен с целью закрепления изученного материала, выработки навыков построения своих высказываний на основе знаний о строении текста, необходимых для сдачи ГИА, ЕГЭ, обучению конструированию предложений по лирике русских поэтов.
-
Лексика и фразеология 2012
Обобщение и закрепление знаний с элементами технологии кейс-стади и беседы. На уроке осуществляется повторение сведений об основных лексических группах в русском языке, об особенностях фразеологизмов и их роли в языке. Используются такие методы, как объяснительный диктант, заполнение таблицы, решение лингвистических загадок, игровые моменты, элементы анализа поэтического текста, выборочный опрос. Урок способствует становлению любви и уважения к русскому языку.
-
Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания" 2012
Разработана серия уроков по всем классам по программе «Школа 2100». При разработке и планировании уроков стараюсь подобрать интересный материал, дифференцированные виды работ разного уровня сложности. Хочу предложить один из уроков по развитию речи в 4-м классе, формирующий умения кратко передавать содержание рассказа, не пропуская существенного и сохраняя авторский стиль; умения составлять план, выделяя главное; воспитывающий любовь к животным.