Рано или поздно каждый человек задумывается, а, может быть, понимает, что значит для не го слово “Родина”. Это что-то родное, близкое, что “живет” вместе с нами на протяжении всей жизни, согревает душу в трудные минуты, помогает пережить сложные моменты в жизни. Родина- это большое и малое в нашей жизни, личное и общественное, далекое и близкое, которое переплетаясь, вырастает в сложное, загадочное и прекрасное чувство- любовь к Родине. Русский Север стал для меня Родиной, скоро будет двадцать пять лет, как я преподаю русский язык и литературу в городе Гаджиево, который известен всей стране как место базирования атомных подводных лодок. “Самое главное, чем Север не может не тронуть сердца каждого русского человека- это то, что он самый русский. Он не только душой русский, он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре”,- эти слова Д.С.Лихачева звучат как признание в любви. Кроме произведений, предусмотренных программой под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, предлагаю учащимся обзор текстов местных поэтов и писателей, а также произведения, которые предлагает Л.Т.Пантелеева в региональной программе. Любовь к своему Отечеству, гражданскую ответственность за судьбу родных мест воспитываю я в своих учениках на уроках литературного краеведения, которые занимают особое место в гражданском и патриотическом воспитании учащихся.
Произведения Б.М.Шергина, А.М.Горького, Б.В.Полякова...знакомят учащихся с богатой духовной и нравственной жизнью поморского народа, его историческим бытом, героической борьбой за свободу и независимость родной земли, с образами мужественных и трудолюбивых людей, дают возможность проникнуться уважением к прошлому Родины. Следовательно, для эффективного использования краеведческой литературы в воспитании необходимо приобщать школьников к чтению, пробуждая и закрепляя у них интерес к краеведческой литературе, а также активно руководить осмыслением произведений.
Это способствует расширению и углублению жизненного и художественного опыта учащихся на близком им литературном материале и культуре родного края. Цели регионального курса по литературе те же, что и федерального:
- формирование нравственно- эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций на основе чтения и изучения лучших произведений о крае, развитие интереса к книге как искусству слова, исследовательской работе и собственно художественному творчеству;
- любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни края.
Познание мира каждым из нас начинается с фольклора, и поэтому неслучайно изучение литературы родного края начинается с изучения произведений устного народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки). “Терский берег Белого моря...В местном говоре, в песнях, в обычаях, в одеждах старых женщин - во многом еще видится и слышится далекое новгородское время, славная пора этого великого северного города, стоявшего на рубеже Русской земли”, - написал Д.Балашов во вступительной статье к книге сказок “Птичка - железный нос, деревянный хвост”. Своеобразие сказки Поморья создается особой сдержанностью, сочетанием традиционно-сказочных форм с диалектными словами, разнообразием интонаций, которые ощущаются в синтаксическом строе предложений. Мораль сказки персонифицируется, выражая представления народа о добре и зле,
торжестве справедливости. В мире добро и зло уравновешено, всегда на любое зло есть равная ему доля добра. А поэтому в сказке торжествует справедливость, добро, красота, гармония. Сказки Терского берега признаны наукой как художественно ценные.
Терский берег Белого моря. Здесь в 1856 году побывал писатель С.В.Максимов, имя которого мало кому знакомо сегодня. Когда констатирую этот факт, невольно вспоминаю слова писателя: “...как хочется верить, что лет этак через полсотни русский юноша откроет новую книгу и...дочитает до конца”. Прошло больше 150 лет, и мы открыли книгу С.В.Максимова “Год на Севере”, которая сочетает в себе этнографическое и географическое исследование с живыми картинами быта и яркими описаниями различных эпизодов путешествия.
Литературное краеведение является действенным средством воспитания учащихся. Оно углубляет представление учащихся об историко-культурных связях родных мест с жизнью всей страны, расширяет представление о культуре края, учит соотносить общенациональные и региональные проблемы искусства, воспитывает ответственность за судьбу родных мест и любовь к Родине. Хочется закончить статью строками В.С.Маслова из романа “Внутренний рынок”: “Думайте о родине, любите ее, работайте для нее, не только для большой, но и малой! Без родины нет в человеке главного. Нельзя быть врагом на земле, на которой живешь. Отомстит! Думайте о Родине - как хозяева! Бойтесь не поднять свой голос, когда дело идет о пользе родины. Храните Родину! Важнее ничего сказать не могу, потому что важнее этого - нету!”
Список литературы.
- Л.Т.Пантелеева “Литература”. Программа. 5-11 классы. Мурманск, 2001
- Л.Т.Пантелеева, Э.К.Лявданский “Храни огонь родного очага”. Мурманск, 1993.
- 3. Л.А.Коренева, Л.Т.Пантелеева “Русский язык. Литература” НРК государственного образовательного стандарта. Мурманск, 2001