Класс 9.
Триединая дидактическая цель.
- Обучающая: определение уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме: “Знаки препинания между частями СПП”.
- Развивающая: развитие информационной и коммуникативной компетенций. Овладение различными видами деятельности.
- Воспитательная: Содействовать формированию мировоззренческих понятий.
Задачи.
Актуализация знаний учащихся по данной теме:
- Закрепить навыки построения СПП.
- Отработать навыки постановки знаков препинания в СПП.
- Проверить знания учащихся по темам: “Знаки препинания между частями СПП”, “Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными”.
- Контроль умений по изученному материалу.
Оформление:
- Видеопроектор.
- Ноутбук.
- Компьютерные тесты.
- Дидактический раздаточный материал (карточки с заданием).
Конспект урока.
1. Организационная часть. (Тема, цели занятия.)
Вводное слово учителя.
– Сегодня мы рассмотрим тему, которая вызывает затруднение у многих из вас, при выполнении второй части экзаменационной работы, задание В7. Откроем тетради по элективному курсу, запишем дату и тему урока. Давайте попробуем вместе сформулировать цель урока – научиться расставлять запятые между частями СПП.
Постарайтесь активно работать на уроке, зарабатывая баллы. В конце урока подведем итог и переведем баллы в оценки.
2. Актуализация знаний.
Вопросы на повторение:
а) Какие предложения называются СПП? (Это такие предложения, в которых одно из предложений подчиняется другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.)
б) Какие отношения между частями СПП? (Отношения между ними неравноправные: одно главное, другое зависимое.)
в) Чем отличаются союзы от союзных слов? (Союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются, к ним можно задать вопрос.)
г) Назовите виды придаточных предложений.(Определительные, изъяснительные, обстоятельные.)
3. Закрепление знаний и способов действий.
а) Демонстрация видеолекции по теме: “Знаки препинания между частями СПП”.
Демонстрация сопровождается комментарием учителя и ответами учащихся.
б) Практическая работа по карточкам.
Учитель:
– В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
– Ученики выполняют задание по карточкам.
1. Недалеко от деревни (1) мы обнаружили небольшое озерцо (2) у берегов которого (3) плавали дикие утки. (Укажите правильный вариант ответа.)
а) 1, 2, 3;
б) 2;
в) 2, 3.
2. Я теперь понимаю (1) почему (2) те (3) кто умел хорошо рассказывать (4) никогда не пытались (5) записать свои рассказы.
(Укажите правильный вариант ответа.)
а)1, 3, 4.
б) 2, 3, 4.
в) 3, 4, 5.
г) 1, 2, 3, 4.
в) Выполнение интерактивного теста № 1.
Ученики выполняют 5 заданий из теста, а один из учащихся работает за ноутбуком. Ответы проверяются и обсуждаются.
4. Пауза (физкультминутка).
а) Рассмотреть схемы СПП с последовательным, параллельным и однородным
подчинением. Разборы схем сопровождаются
объяснением учителя.
б) К доске приглашается ученик, который записывает и разбирает предложения:
– Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать
зла. (СПП с параллельным подчинением.)
– Когда мы пришли, отец показал мне окуней, которых он выудил без меня. (СПП с
последовательным подчинением.)
– Летом я всегда прихожу на эту поляну, где по краям растут огромные дубы и
сладко пахнет травами.(СПП с однородным подчинением.)
5. Закрепление знаний и способов действий.
Выполнение интерактивного теста № 2.
6. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
– Кто сегодня хорошо поработал на уроке, кому есть за что себя похвалить?
7. Подведение итогов.
Спасибо за работу. Все вы постарались максимально проявить себя, проверить свои знания. Теперь подсчитайте баллы, полученные во время урока, их количество соответствует вашей оценке за урок (выставляются отметки).
Вы оценили себя, обратили внимание на то, что не удалось, над чем надо поработать.
На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Особое внимание уделим постановке знаков препинания в предложениях с последовательным подчинением, особенно в тех случаев, когда рядом находятся два подчинительных союза.