Развитие речи. Описание природы. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: Отметить особенности описания природы, учить детей видеть природу, вглядываться в нее, убеждать читателя своим описанием.

Задачи дидактические: Продолжить обучать учащихся умению анализировать текст в художественном стиле; развивать навыки нахождения изобразительных средств языка и умело использовать их в своем сочинении; навыки выразительной устной речи; умение логически рассуждать.

Задачи воспитательные: Воспитывать чувство любви, бережного отношения к природе, интереса к созданию собственных текстов, стремление к речевому совершенствованию.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с видами природы, рисунки учащихся; компьютер, проектор для проецирования текстов на экран.

Ход урока

I. Работа над темой.

1. Познакомить учащихся с отрывком из книги В. Солоухина “Владимирские проселки”, в которой рассказывается об одной “поучительной” истории.

В некие времен, в деревушке, нахохлившейся над ручейком, может, той же Владимирской земле, жил паренек Захарка. Неизвестно, откуда появилась у него страсть к живописи, но только достал он красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. Были у него там излюбленные места, которые он и пытался переносить на бумагу.
В этой же деревеньке доживал свой век старый учитель… Говорили, что знал он некогда лучшие времена и будто бы учился в Петербурге с самим Репиным…
Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:
– Ну как, нравиться?
Обернулся: стоит сзади учитель…
– Нравится,– ответил Захарка. – Похожа вроде бы.
– Хорошо. Давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета?
– Зеленый, какому же ему быть, если он ольховый.
– Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а каким сейчас видится, скажи.
– Че-рный, – нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.
– Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. А ты его все же зеленым изобразил. Значит, не похоже? Тропинка у тебя, смотри-ка, желтая. Думаешь, песок обязательно желтым бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. Глаз, что ли, у тебя нет? Заходи ко мне вечерком, я тебе новые глаза вставлю.
С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. Что рассказывал мальцу старик – неизвестно, только, правда, открылись у парня глаза: научился он красоту видеть. Вот ведь, оказывается, какая наука может быть!
Радостно стало Захарке. "Сейчас пойду, – думает он, – на все свои любимые места, посмотрю на них новыми глазами". Выскочил он из калитки, да тут и замер. Осинка перед домом стояла, которую он, может, тысячу раз видел и не замечал. Небо теперь было серое, серое как бы свинец, когда его ножом разрежешь, а осинка стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и правда розовый был. Вот он и освещал осинку.
Так никуда Захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. Стоит и любуется. И дух захватило от осинкиной красоты, то есть от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не то что за красоту, а и за дело-то не считал.
Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг. (В.Солоухин. Лирические повести).

2. Беседа:

Чему же учил Захарку старый учитель?
Какой увидел осинку Захарка после разговора со стариком?

II. Работа с текстами, включающими разные задания.

1. Анализ описания зимнего леса.

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана. Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы, если приглядеться, каждая имеет свою физиономию,– прямо в глаза строят немые снежные рожи. Все необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.
(В. Тендряков)

2. Вопросы классу:

– Определите основную мысль текста.
– Что так изменило лес?
– Как преобразились кусты, кучи хвороста, пень, ветви елей?
– Какие художественные средства использует автор, чтобы ярче изобразить заснеженный лес?
– Как строится описание зимнего леса?
– Как вы понимаете последние слова автора?

III. Сопоставление описаний.

1. Сравнить описание зимнего утра писателем И.А. Буниным
упр. 278 (М. Баранов. Русский язык. 6 кл. "Просвещение". М. 2008)
и описание зимнего леса В. Тендряковым

– В чем их отличие?
– Прочитайте прилагательные, с помощью которых переданы краски ясного зимнего утра

Вывод: Вы убедились, как важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы описание было ярким и выразительным

IV. Пересказ-описание.

Читается отрывок из произведения Л. Андреева “Петька на даче”. После анализа учащиеся пересказывают, что видел Петька из окна вагона.

…А когда они сели в вагон и поехали, Петька прилип к окну, и только стриженая голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне.
Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и все здесь для него было поразительно ново и странно: и то, что можно видеть так далеко, что лес кажется травкой, и небо, бывшее в этом новом мире удивительно ясным, широким, точно с крыши смотришь. Петька видел его со своей стороны, а когда оборачивался к матери, это же небо голубело в противоположном окне, и по нему плыли беленькие радостные облачка. Петька то вертелся у своего окна, то перебегал на другую сторону вагона…

IV. Анализ текстов с устным творческим описанием.

Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми сиреневыми абажурами. Сиреневыми были снега, расстилающиеся безгранично во все стороны, сиреневым был иней на березах (сиреневатые березовые стволы), сиреневыми были облака, там, где должно было с минуты на минуту показаться солнце. Я не удивился бы, если бы из-за снегов выплыл в небе сиреневый солнечный шар.
(В. Солоухин)

2. Творческое воображение

Замечали ли вы, каких оттенков бывает снег? От чего это зависит?
Представьте себе, что мир освещают “хорошо замаскированные фонари”, но с абажурами не сиреневого, а какого-то другого цвета. Какими будут казаться снег, иней, березовые стволы, облака?

3. Подбор материала к письменному сочинению. Задания и рекомендации.

Вы, очевидно, замечали, что цвет предмета зависит от того, как он освещен. Например, по-разному выглядят река, лес, поле в солнечный день и в пасмурную погоду.
Понаблюдайте за тем, как выглядит какой-нибудь уголок природы ранним утром, в полдень, при закате солнца, поздним вечером (во время дождя, в грозу, в туман и т.п.). Особое внимание обратите на цвет предметов. Запишите материал наблюдений и на его основе напишите сочинение. Озаглавьте его.

Вывод. Для того, чтобы написать яркое, красивое сочинение необходимо внимательное наблюдение. Для этого можно вести дневники наблюдения над природой.

4. Чтение отрывков из дневников писателей (М.Пришвина и Г. Николаевой).

Все бело, свежо, принаряжено.
Неторопливо, негусто, красуясь на лету и давая собой полюбоваться, каждая сама по себе, спускаются белые мухи. Первая пороша! Первозимье! Нарядный денек!.
Белая падь в воздухе.
Лежачок, первый снежок на земле.
Зима только выглянула, покрасовалась, поманила – глядите, какой я бываю красавицей! И что-то поет в самом сердце: "Ах, с вечера пороша выпадала хороша". (Г. Николаева. Наш сад).
Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она сядет. А когда насмотришься, то спрашиваешь себя: отчего все фигурки, создаваемые падающими снежинками, имеют округлую форму?
Говорят о тишине: "Тише воды, ниже травы". Но что может быть тише снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину. (М. Пришвин. Глаза земли.)

5. Задание классу:

Посмотреть в окно и записать свои наблюдения о небе.

(Цвет неба, облака, тучи, дым, птица.)

Необходимо: писать о своих наблюдениях своими словами

– На что похож описываемый вами предмет?
– Что он напоминает?
– С чем можно сравнить его цвет?
– Какие мысли и чувства он вызывает?

V. Итог. Мы познакомились с основными этапами работы при описании природы

VI. Домашнее задание

1. Упр. 278.

2. Провести наблюдения к темам: “Тихо в лесу”, “Иней”, “Река”, “Снег на ветвях”, “Падающие снежинки”, “Снегирь”, “ Ель в снегу”, “Снег скрипит”, “Морозный ветер”, “Сосулька”.