Цель:
- Знать определение омонимов, виды омонимов и их отличительные признаки.
- Уметь использовать определять типы омонимов, составлять устное развёрнутое высказывание о роли омонимов в речи, употреблять омонимы в речи.
- Воспитывать внимательное отношение к русскому языку
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема нашего сегодняшнего урока – “Виды омонимов”. Подумайте, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке: что будем повторять, что будет нового. Каковы цели нашего урока?
(Учащиеся формулируют цели урока: повторить известные сведения об омонимах (определение, примеры), узнать, какие существуют типы омонимов, определить их особенности, научиться определять, к какому типу относится омоним, и употреблять омонимы в речи).
II. Повторение. Словарь.
Предлагаем начать наш урок со словаря: это поможет в дальнейшем запоминании терминов.
Задание 1. Распределите слова по колонкам: слово произошло от греческого (графо) — писать, от греческого (фоно)— звук. (Работа может выполняться самостоятельно в тетрадях или на доске с дальнейшей проверкой в классе)
Параграф, фонетика, магнитофон, стенографировать, графология, графоман, граммофон, патефон, география, телефон, автограф, фонограмма, фонотека, биография.
Ответ на задание 1. (Приложение 1).
Задание 2. (Устно). Опираясь на знания о происхождении слова постарайтесь определить значение неизвестных (или малоизвестных) вам слов.
Ответ на задание 2.
- Параграф – пара – возле, графо – записывать. Приписывать. Подразделение внутри главы.
- Стенографировать – записывать особыми знаками и сокращениями.
- Графология – направление в психологии, нахождение связи между почерком человека и его личностными качествами.
- Графоман – человек, стремящийся к сочинительству произведений, который претендует на публикацию.
- География – описание земли
- Автограф – собственноручный авторский рукописный текст.
- Биография – жизнеописание.
- Магнитофон – магнит + звук, прибор, который преобразовывает акустические колебания в электромагнитные.
- Граммофон – граммо – запись, запись звука на пластинки.
- Патефон – переносной граммофон.
- Смартфон – образовано уже от английского слова, умный телефон.
- Фонограмма – запись звука на звуковом носителе.
- Фонотека – учреждения, собирающие и хранящие записи, а также частные коллекции звуковых записей.
III. Объяснение темы.
1. Что такое омонимы (повторение пройденного в 5 классе).
(Омоним – это слово, совпадающее с другим по звучанию, но полностью расходящееся с ним по значению)
2. Полные омонимы.
Устно выполните задание: угадайте слово по предложенным значениям.
И лесной и от замка (ключ), и котлеты, и пожар можно (тушить), и на море, и на лугу (барашки), и мышиная, и хищная (норка), и корабельная, и в лесу (рубка), и повод к чему-либо, и служебная часть речи (предлог).
3. Типы омонимов.
Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите омонимы и попробуйте объяснить: чем они похожи и чем различаются.
1)
Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла?,
только
лошадь
рванулась,
встала на? ноги,
ржанула
50 и пошла.
(В. Маяковский)
2)
Лучшие из поколения,
Цвести вам –
не увядать!
Вашего покорения
бедам не увидать!
(Е.Евтушенко)
3)
У лет на мосту,
на презренье,
на смех,
земной любви искупителем значась,
должен стоять,
стою за всех,
за всех расплачусь,
за всех расплачусь.
(В. Маяковский)
Распределите примеры омонимов из прочитанных текстов на группы. Постарайтесь охарактеризовать отличительные особенности каждой группы и придумать для неё название.
Познакомьтесь с таблицей
Виды омонимов
Омографы | омофоны | омоформы | лексические | |
Слышатся | ||||
Пишутся | ||||
Во всех формах |
Прочитайте названия групп омонимов. Вспомните начало урока: как сами термины могут помочь понять, в чём особенности данных языковых единиц (языкового явления)?
Заполните таблицу: расставьте плюсы в графах таблицы так, чтобы стало понятно, каковы опознавательные признаки каждой группы омонимов. (Приложение 1).
Выводы: Расскажите о типах омонимов. В чём их особенности, как отличить?
IV. Закрепление темы.
1. Заполните таблицу, расставляя плюсы в нужных графах и определяя вид омонимов. Помните, что третью колонку (“Во всех ли формах совпадают слова?”) мы заполняем ТОЛЬКО при условии, что и в первой, и во второй колонке стоят плюсы!
Одинаково пишутся | Одинаково слышатся | Во всех ли формах совпадает ? | Вид омонима | |
синий ирис – вкусный ирис |
||||
широкий луг – репчатый лук |
||||
спелый плод – деревянный плот |
||||
рассказал дорогой – дорогой подарок |
Полностью таблица представлена в Приложении 2.
2. Работа по группам (или по вариантам). Прочитайте отрывки, найдите омонимы, определите их вид. Попробуйте сформулировать ответ на вопрос: какова роль омонимов в предложенных текстах?
Вариант I
…
В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков. Но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга?
Занятий мало ль есть у ней:
Грибы солить, кормить гусей,
Заказывать обед и ужин,
В анбар и в погреб заглянуть, —
Хозяйки глаз повсюду нужен:
Он вмиг заметит что-нибудь.
(“Граф Нулин”, А. С. Пушкин)Медведь и осы
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку.
Вдруг на мишку - вот напасть! -
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(Я. Козловский)
Вариант II
…
Вздрогнешь — и горы с плеч,
И душа — горе.
Дай мне о горе спеть:
О моей горе.
Черной ни днесь, ни впредь
Не заткну дыры.
Дай мне о горе спеть
На верху горы.
(“Поэма Горы”, М. Цветаева)…
У которых есть, что есть — те подчас не могут есть,
А другие могут есть, да сидят без хлеба
А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, —
Значит, нам благодарить остается небо!
(“Заздравный тост”, Р. Бёрнс, перевод Я. Маршака)
Вариант III
…
Трубят рога — скорей, скорей,
И копошится свита,
Душа у ловчих, без затей,
Из жил воловьих свита.
Ну и забава у людей
Убить двух белых лебедей,
И стрелы ввысь помчались.
У лучников наметан глаз,
А эти лебеди как раз
Сегодня повстречались.
(“Баллада о двух погибших лебедях”, В. Высоцкий)* * *
Снег сказал: - Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
(Я.А. Козловский)
Делаем выводы о том, что использование омонимичных рифм в тексте служит средством создания выразительности речи: во-первых, помогает придать особую важность строчкам, во-вторых, используется в юмористических жанрах (каламбурах, эпиграммах и др.)
V. Домашнее задание.
Придумайте 5 каламбуров, или реклам, или юмористических стихотворений, используя различные виды омонимов.
В случае затруднения с подбором материала можете пользоваться словарём омонимов в учебнике или “Словарём омонимов” О. С. Ахмановой.
Используемая литература.
- Голуб И.Б. “Стилистика русского языка: Учеб. Пособие”. – Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
- Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. “Современный русский язык”. – 6-е изд., перераб. и доп.; Москва: Логос, 2002. 528 с. 5000 экз.