Факультативный курс по русскому языку "Изобразительно-выразительные средства языка". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Факультативный курс “Изобразительно-выразительные средства языка” разработан для учащихся 7 класса, проявляющих интерес к словесности, к речевому общению, к чтению, к творческой мысли.

Целевая направленность факультативного курса.

Развивающие цели:

  • развитие речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей личности.

Обучающие задачи:

  • понимание роли выразительных средств языка в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека;
  • развитие монологической и диалогической речи, речевого самоконтроля, культуры публичной речи; формирование навыка создания текстов художественного, публицистического, научно-популярного стилей языка.

В основе занятий практика наблюдений, исследований, диспутов.

Структура занятия:

  • анализ текста (понимание роли выразительного средства языка в создании образа, в развитии мысли, в рождении чувства, в определении понятия);
  • конструирование текста;
  • редактирование текста;
  • создание собственного текста;
  • интерпретация созданного образа;
  • обсуждение прочитанного, услышанного, осмысленного, созданного; защита аналитических, творческих работ;
  • домашнее задание: поиск текстов разных стилей с определенным (заданным) выразительным средством языка.

Итоговая коллективная работа.

  • Работа над проектом: составление словаря “Яркие словесные образы русских писателей и поэтов”. Защита проекта.
  • Зачёт. Образное воприятие эйдос-конспектов, выполненных учащимися 8, 11 классов. Защита творческой работы с точки зрения уместного выбора выразительного средства языка для интерпретации увиденного.

Факультативный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • сравнение и сопоставление; синтез, обобщение, абстрагирование;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

Тематика занятий

  1. Работа эпитета в тексте.
  2. Работа метафоры в тексте.
  3. Работа олицетворения в тексте.
  4. Работа метонимии в тексте.
  5. Работа сравнения в тексте.
  6. Работа литоты и гиперболы в тексте.
  7. Работа аллегории в тексте.
  8. Работа оксюморона в тексте.
  9. Работа аллитерации и ассонанса в тексте.
  10. Работа стилистически окрашенной лексики в тексте.
  11. Работа оценочной лексики в тексте.
  12. Работа синонимов и антонимов в тексте. Антитеза.
  13. Работа омонимов в тексте.
  14. Работа паронимов в тексте.
  15. Работа фразеологизма в тексте.
  16. Работа неологизма в тексте.
  17. Работа архаизма в тексте.
  18. Работа заимствованного слова в тексте.
  19. Работа перифраз в тексте.
  20. Работа анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки в тексте.
  21. Работа градации в тексте.
  22. Работа инверсии в тексте.
  23. Работа синтаксического параллелизма в тексте.
  24. Работа образного параллелизма в тексте.
  25. Работа риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте.
  26. Работа парцелляции, эллипсиса в тексте.
  27. Работа асиндетона, полисиндетона в тексте.
  28. Коллективная работа.
  29. Коллективная работа.
  30. Коллективная работа.
  31. Коллективная работа.
  32. Коллективная работа: поиск литературного материала, составление словаря “Яркие словесные образы русских писателей и поэтов”.
  33. Защита проекта. Презентация. Обсуждение.
  34. Зачёт.

Приобретенные знания, умения способствуют самореализации, самовыражению личности; развивают навыки самостоятельной деятельности; совершенствуют коммуникативные способности; увеличивают словарный запас; расширяют круг используемых языковых и речевых средств.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения факультативного курса ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

уметь

  • анализировать структуру и языковые особенности текста;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Список литературы

  1. Голуб И., Розенталь Д.. Секреты стилистики. – М., 2007.
  2. Горшков А. Русская словесность. – М., 2001.
  3. Мокиенко В. Образы русской речи. – СПб., 1999.
  4. Поспелов Г. Введение в литературоведение. – М.,1980.
  5. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 2001.

 

Творчество поэтов
  1. Ахматова А.
  2. Бальмонт К.
  3. Блок А.
  4. Брюсов В.
  5. Бунин И.
  6. Грибоедов А.
  7. Гумилев Н.
  8. Державин Г.
  9. Есенин А.
  10. Козловский Я.
  11. Крылов И.
  12. Лермонтов М.
  13. Лохвицкая М.
  14. Мандельштам О.
  15. Маршак С.
  16. Маяковский В.
  17. Пастернак Б.
  18. Пушкин А.
  19. Северянин И.
  20. Твардовский А.
  21. Тютчев Ф.
  22. Фет А.
  23. Филатов Л.
  24. Фонвизин Д.
  25. Хлебников В.
  26. Цветаева М.
Творчество писателей
  1. Булгаков М.
  2. Гоголь Н.
  3. Горький М.
  4. Достоевский Ф.
  5. Кассиль Л
  6. Зощенко М.
  7. Платонов А.
  8. Чехов А.

Устное народное творчество

  1. Былины.
  2. Загадки.
  3. Лирические песни.
  4. Пословицы.

Приложение