Факультативный курс “Изобразительно-выразительные средства языка” разработан для учащихся 7 класса, проявляющих интерес к словесности, к речевому общению, к чтению, к творческой мысли.
Целевая направленность факультативного курса.
Развивающие цели:
- развитие речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей личности.
Обучающие задачи:
- понимание роли выразительных средств языка в развитии ассоциативного, аналитического мышления человека;
- развитие монологической и диалогической речи, речевого самоконтроля, культуры публичной речи; формирование навыка создания текстов художественного, публицистического, научно-популярного стилей языка.
В основе занятий практика наблюдений, исследований, диспутов.
Структура занятия:
- анализ текста (понимание роли выразительного средства языка в создании образа, в развитии мысли, в рождении чувства, в определении понятия);
- конструирование текста;
- редактирование текста;
- создание собственного текста;
- интерпретация созданного образа;
- обсуждение прочитанного, услышанного, осмысленного, созданного; защита аналитических, творческих работ;
- домашнее задание: поиск текстов разных стилей с определенным (заданным) выразительным средством языка.
Итоговая коллективная работа.
- Работа над проектом: составление словаря “Яркие словесные образы русских писателей и поэтов”. Защита проекта.
- Зачёт. Образное воприятие эйдос-конспектов, выполненных учащимися 8, 11 классов. Защита творческой работы с точки зрения уместного выбора выразительного средства языка для интерпретации увиденного.
Факультативный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- сравнение и сопоставление; синтез, обобщение, абстрагирование;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Курс рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Тематика занятий
- Работа эпитета в тексте.
- Работа метафоры в тексте.
- Работа олицетворения в тексте.
- Работа метонимии в тексте.
- Работа сравнения в тексте.
- Работа литоты и гиперболы в тексте.
- Работа аллегории в тексте.
- Работа оксюморона в тексте.
- Работа аллитерации и ассонанса в тексте.
- Работа стилистически окрашенной лексики в тексте.
- Работа оценочной лексики в тексте.
- Работа синонимов и антонимов в тексте. Антитеза.
- Работа омонимов в тексте.
- Работа паронимов в тексте.
- Работа фразеологизма в тексте.
- Работа неологизма в тексте.
- Работа архаизма в тексте.
- Работа заимствованного слова в тексте.
- Работа перифраз в тексте.
- Работа анафоры, эпифоры, анадиплозиса, симплоки в тексте.
- Работа градации в тексте.
- Работа инверсии в тексте.
- Работа синтаксического параллелизма в тексте.
- Работа образного параллелизма в тексте.
- Работа риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте.
- Работа парцелляции, эллипсиса в тексте.
- Работа асиндетона, полисиндетона в тексте.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа.
- Коллективная работа: поиск литературного материала, составление словаря “Яркие словесные образы русских писателей и поэтов”.
- Защита проекта. Презентация. Обсуждение.
- Зачёт.
Приобретенные знания, умения способствуют самореализации, самовыражению личности; развивают навыки самостоятельной деятельности; совершенствуют коммуникативные способности; увеличивают словарный запас; расширяют круг используемых языковых и речевых средств.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения факультативного курса ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
уметь
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Список литературы
- Голуб И., Розенталь Д.. Секреты стилистики. – М., 2007.
- Горшков А. Русская словесность. – М., 2001.
- Мокиенко В. Образы русской речи. – СПб., 1999.
- Поспелов Г. Введение в литературоведение. – М.,1980.
- Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 2001.
Творчество поэтов
|
Творчество писателей
Устное народное творчество
|