Урок "Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА"

Разделы: Русский язык


Первая часть экзаменационной работы по русскому языку в формате ГИА – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Такие умения необходимо формировать на уроках, используя практическую работу по тексту.

Разработанный урок строится на самостоятельной работе с текстом с дальнейшей пошаговой проверкой по примерному образцу, который выводится на слайд. Наглядный материал позволяет ученикам анализировать свои ошибки и исправлять их.

Урок строится по традиционной схеме: целеполагание, актуализация знаний, практическая работа по тексту с дальнейшей проверкой, рефлексия. Важным этапом является ознакомление с критериями оценивания работы, что позволяет ученикам в дальнейшем при написании изложения учитывать эти требования.

Тексты для изложения должны соответствовать возрастному и интеллектуальному уровню обучающихся, иметь воспитательное и познавательное значение, поэтому для анализа предлагается работа известного психолога и журналиста В.В.Шахиджаняна о творческом труде и правильном выборе профессии.

Важно, чтобы работа на уроках русского языка в 9 классе не сводилась только к подготовке к экзамену, а была частью интересного и увлекательного процесса погружения в язык. « Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть», – писал М. Горький. Поэтому цель урока – научиться пользоваться языком, его средствами (в том числе для написания сжатого изложения).

Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.

Цели урока:

  • сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
  • содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Презентация. Слайд 1

I. Организационный момент

II. Целеполагание

– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.

Слайд 2. Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.

– Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.
Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части С 1 ГИА – сжатого изложения.

III. Актуализация знаний

Лингвистическая разминка

– Что такое изложение?

Слайд 3. Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора.

– Какое может быть изложение?

Слайд 4. Подробное изложение (содержание передается полностью и подробно). Сжатое изложение (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

– Какие приемы сжатия текста вы знаете?

Слайд 5. Исключение второстепенной информации, повторов, уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Обобщение – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи.

– Что должно остаться в тексте?

Слайд 6. Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.

IV. Практическая работа

– Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий.

Текст

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек.

(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

1    

Задания

1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии.
Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек.

(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)

2. Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)

3. Выпишите ключевые слова первого абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения первого абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело. Встречаются плохие специалисты – равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно.

(27 слов)

Обсуждение вариантов

– Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.

Слайды 7, 8. Перед вами один из возможных вариантов изложения первого абзаца:

«Встречаются плохие специалисты – равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно».

(27 слов)

4. Выпишите ключевые слова второго абзаца, сформулируйте микротему, напишите
свой вариант изложения второго абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» Иннокентия Смоктуновского долгое время не брали в театр, но он смог добиться всего, потому что верил в свое призвание. Если человек найдет свое призвание, то работа будет ему в радость. Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.

(39 слов)

Обсуждение вариантов

– Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.

Слайды 9, 10. Перед вами один из возможных вариантов изложения второго абзаца: «Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость».

5. Выпишите ключевые слова третьего абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения третьего абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек. Высшее наслаждение жизни – в творческом труде, в отношении человека к нему, как к искусству.
Настоящим человеком может стать тот, кто занимается своим делом, кто
нашел свою собственную «искорку» в душе.
В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.

(37 слов)

Обсуждение вариантов

– Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.

Слайды 11, 12. Перед вами один из возможных вариантов изложения третьего абзаца: «В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе».
(37 слов)

6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.

7. Подведение итогов

– Обратимся к содержанию текста. В чем же, по вашему мнению, наслаждение жизни?
Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?
Обсуждение ответов.

V. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения

– Обратите внимание на слайд. По этим трем критериям будет оцениваться ваше сжатое изложение:

Слайд 13.

ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла)
ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла)
ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0-2 балла)

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.

VI. Рефлексия

Слайд 14

– Что должно быть отражено в сжатом изложении?
– Какие способы сжатия текста вы знаете?
– По каким критериям оценивается сжатое изложение?

Домашнее задание: написать сжатое изложение по тексту упражнения № 259 , учебник «Русский язык. 9 класс». Москва: Просвещение, 2009. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.

Слайд 15

Использованная литература

  1. С.В. Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык 2012. –М.: «Интеллект-центр»,2012.
  2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.

Приложение 1