Первая часть экзаменационной работы по русскому языку в формате ГИА – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от выпускников умения выделять микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Такие умения необходимо формировать на уроках, используя практическую работу по тексту.
Разработанный урок строится на самостоятельной работе с текстом с дальнейшей пошаговой проверкой по примерному образцу, который выводится на слайд. Наглядный материал позволяет ученикам анализировать свои ошибки и исправлять их.
Урок строится по традиционной схеме: целеполагание, актуализация знаний, практическая работа по тексту с дальнейшей проверкой, рефлексия. Важным этапом является ознакомление с критериями оценивания работы, что позволяет ученикам в дальнейшем при написании изложения учитывать эти требования.
Тексты для изложения должны соответствовать возрастному и интеллектуальному уровню обучающихся, иметь воспитательное и познавательное значение, поэтому для анализа предлагается работа известного психолога и журналиста В.В.Шахиджаняна о творческом труде и правильном выборе профессии.
Важно, чтобы работа на уроках русского языка в 9 классе не сводилась только к подготовке к экзамену, а была частью интересного и увлекательного процесса погружения в язык. « Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть», – писал М. Горький. Поэтому цель урока – научиться пользоваться языком, его средствами (в том числе для написания сжатого изложения).
Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.
Цели урока:
- сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
- содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;
- воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Презентация. Слайд 1
I. Организационный момент
II. Целеполагание
– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.
Слайд 2. Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.
– Хорошее владение языком – инструментом –
необходимо для решения многих важных задач, в том
числе для успешной сдачи выпускного экзамена по
русскому языку в новой форме. Одно из заданий ГИА
– написание сжатого изложения – требует умения
понять текст, запомнить его и грамотно изложить.
Цель нашего урока – научиться пользоваться
языком, его средствами для написания части С 1 ГИА
– сжатого изложения.
III. Актуализация знаний
Лингвистическая разминка
– Что такое изложение?
Слайд 3. Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора.
– Какое может быть изложение?
Слайд 4. Подробное изложение (содержание передается полностью и подробно). Сжатое изложение (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
– Какие приемы сжатия текста вы знаете?
Слайд 5. Исключение второстепенной информации, повторов, уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Обобщение – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи.
– Что должно остаться в тексте?
Слайд 6. Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.
IV. Практическая работа
– Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий.
Текст
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
Ключевые слова абзаца |
Микротема абзаца |
Вариант сжатого изложения абзаца |
1 |
Задания
1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к
своему делу, они не знают радости труда, они
работают, а свою профессию ненавидят. Это значит,
что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при
выборе профессии.
Главное – любить, знать и с увлечением
относиться к своему делу.
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского,
было время, не брали ни в один театр, не давали
даже маленьких ролей в кино. В ожидании
интересной работы прошло более десяти лет. Но он
добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь
отстаивать себя. Найдет призвание человек – и
работа станет ему в радость. И тогда учитель
скажет о детях: «Какой у меня замечательный
класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они
хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач
скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему
становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У
меня лучшая профессия на свете!»
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в
творческом труде, чем-то приближающемся к
искусству. Это приближение – в мастерстве. Если
человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и
в самом процессе труда, и в его результатах было
что-то красивое. Если бы я стал учиться на
инженера, или на врача, или на учителя – ничего не
вышло бы из меня. Получился бы человек,
зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в
каждом разгорелась его собственная «искра» –
вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
2. Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)
3. Выпишите ключевые слова первого абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения первого абзаца.
Ключевые слова абзаца |
Микротема абзаца |
Вариант сжатого изложения абзаца |
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. | Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело. | Встречаются плохие специалисты –
равнодушные к своему делу люди. Они не любят то,
чем занимаются, потому что ошиблись при выборе
профессии. А ведь любить свою работу очень важно. (27 слов) |
Обсуждение вариантов
– Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
Слайды 7, 8. Перед вами один из возможных вариантов изложения первого абзаца:
«Встречаются плохие специалисты – равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно».
(27 слов)
4. Выпишите ключевые слова второго абзаца,
сформулируйте микротему, напишите
свой вариант изложения второго абзаца.
Ключевые слова абзаца |
Микротема абзаца |
Вариант сжатого изложения абзаца |
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» | Иннокентия Смоктуновского долгое время не брали в театр, но он смог добиться всего, потому что верил в свое призвание. Если человек найдет свое призвание, то работа будет ему в радость. | Актер Иннокентий Смоктуновский
добивался интересных ролей много лет, так как
любил свое дело и верил в то, что это его
призвание. И добился! Если человек умеет
отстаивать себя и верит в свое призвание, то
работа будет ему в радость. (39 слов) |
Обсуждение вариантов
– Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
Слайды 9, 10. Перед вами один из возможных вариантов изложения второго абзаца: «Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость».
5. Выпишите ключевые слова третьего абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения третьего абзаца.
Ключевые слова абзаца |
Микротема абзаца |
Вариант сжатого изложения абзаца |
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек. | Высшее наслаждение жизни – в
творческом труде, в отношении человека к нему,
как к искусству. Настоящим человеком может стать тот, кто занимается своим делом, кто нашел свою собственную «искорку» в душе. |
В чём высшее наслаждение жизни? В
творческом труде, в отношении человека к своему
делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь,
просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим
человеком можно стать, только имея собственную
искорку в душе. (37 слов) |
Обсуждение вариантов
– Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
Слайды 11, 12. Перед вами один из
возможных вариантов изложения третьего абзаца:
«В чём высшее наслаждение жизни? В творческом
труде, в отношении человека к своему делу как
искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто
зарабатывают себе на жизнь. А настоящим
человеком можно стать, только имея собственную
искорку в душе».
(37 слов)
6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.
7. Подведение итогов
– Обратимся к содержанию текста. В чем же, по
вашему мнению, наслаждение жизни?
Согласны ли вы, что только правильно выбранная
профессия может сделать жизнь человека
полноценной?
Обсуждение ответов.
V. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения
– Обратите внимание на слайд. По этим трем критериям будет оцениваться ваше сжатое изложение:
Слайд 13.
ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла)
ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла)
ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения (0-2 балла)
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.
VI. Рефлексия
Слайд 14
– Что должно быть отражено в сжатом
изложении?
– Какие способы сжатия текста вы знаете?
– По каким критериям оценивается сжатое
изложение?
Домашнее задание: написать сжатое изложение по тексту упражнения № 259 , учебник «Русский язык. 9 класс». Москва: Просвещение, 2009. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.
Слайд 15
Использованная литература
- С.В. Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык 2012. –М.: «Интеллект-центр»,2012.
- Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.