Урок русского языка на тему "Синтаксис. Пунктуация". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели для учителя:

  • Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
  • Развить у обучающихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе фронтально.
  • Воспитать в обучающихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы.

Цели для обучающихся:

  • «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
  • Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
  • Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Тип урока: открытие новых знаний.

Метод: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности

(включение в учебную деятельность)

Девиз урока:

«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»

Включаются в учебную деятельность.

Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи):

«Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали».

– Вы начать урок готовы?

– Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Коллективно читают девиз урока и  проговаривают скороговорку.
– А поможет в этом нам хорошее настроение! Обучающиеся получают эмоциональный настрой.

2.

Актуализация знаний

(мотивация к деятельности)

На прошлом уроке мы с вами изучили орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен  существительных».

Включились в учебную деятельность.

И сейчас мы проверим, как вы уяснили этот материал. Я предлагаю проверить с помощью игры «Хлопок». Я называю слово, если в этом слове после шипящих на конце имен существительных пишется Ь, то вы в ладоши хлопаете два раза; если после шипящих на конце имен существительных не пишется Ь, то в ладоши вы хлопаете три раза.

Слова для игры «Хлопок»:

Ложь                            Клич
Мощь                           Крепыш
Гуашь                           Много туч
Дичь                             Рубеж
Ночь                             Ключ
Вещь                            Обруч
Молодежь                   Врач
Брошь                          Шалаш
Мышь                           Меч
Речь                              Чиж
Дочь                             Лещ
Помощь                        Кулич
Тушь                             Душ
Печь                              Матч

Играют в игру «Хлопок».
Итак, кто подведет итог и расскажет правило «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен  существительных»?

Подводят итог, рассказывают правило «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных».

(На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква Ь, в мужском роде – буква  Ь  не пишется).

Рассмотрите на доске таблицу «Личные окончания глаголов»:

– У (– Ю)

– ЕШЬ

– ЕТ

– ЕМ

– ЕТЕ

– УТ (– ЮТ)

– У (– Ю)

– ИШЬ

– ИТ

– ИМ

– ИТЕ

– АТ (– ЯТ)

Рассматривают таблицу «Личные окончания глаголов».
В каком столбике находятся личные окончания глаголов I спряжения, а в каком – II спряжения? В левом столбике находятся личные окончания глаголов I спряжения, а в правом столбике – II спряжения.

Ваша задача проспрягать глаголы и определить спряжение:

1 вариант – глагол «ВЕЗТИ»

2 вариант – глагол «СМОТРИТ»

По вариантам спрягают глаголы.

Один из обучающихся спрягает глагол «ВЕЗТИ»: ВЕЗУ

  • ВЕЗЕШЬ
  • ВЕЗЕТ
  • ВЕЗЕМ
  • ВЕЗЕТЕ
  • ВЕЗУТ

Глагол «ВЕЗТИ» – глагол I спряжения.

Второй обучающийся спрягает – глагол «СМОТРИТ»:

  • СМОТРЮ
  • СМОТРИШЬ
  • СМОТРИТ
  • СМОТРИМ
  • СМОТРИТЕ
  • СМОТРЯТ

Глагол «СМОТРИТ» – глагол II спряжения.

3.

Создание проблемной ситуации

(включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия)

СЛАЙД 2. (Приложение 1)

Итак, ребята,  перед нами слова, которые необходимо прочитать:

С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.

Рассматривают на слайде слова и читают их один из обучающихся читает их вслух.

Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи:

1 группа – ГЛАГОЛЫ: учиться, работать, отдыхать, сделать, строить;

2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: жизнь, увлечение

3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: ты, она

4 группа – ПРЕДЛОГИ: с, для.

5 группа – СОЮЗЫ: если, и

6 группа – НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело

7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: интересный, полезный

8 группа – ЧАСТИЦЫ: же

Другой обучающийся разделил эти слова на две группы:

1 группа – служебные части речи:

Если, же, и , с

2 группа – самостоятельные части речи:

Учиться, работать, отдыхать, сделать,          строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный.

Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке.

И вот что получилось: СЛАЙД 3

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.

Третий обучающийся начал составлять предложения из данных слов.

Что-то затрудняет чтение текста?

Чего же в нем недостает?

Не хватает знаков препинания.

СЛАЙД 4

Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,– жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания.

Что же помогло связать слова в предложении?

Итак, как же составляется предложение?

Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»

Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация».

Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация.
СЛАЙД 5 – знакомство с понятием  «Синтаксис» и «Пунктуация».

Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение:

Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и  их строения.

Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»).

Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.

Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.  
Какие знаки препинания вы знаете? Перечисляют знаки препинания, которые они знают.

СЛАЙД 6 – ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

. – точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
… – многоточие
, – запятая
; – точка с запятой
: – двоеточие
- – тире
( ) – скобки двойные (круглые)
« » – кавычки двойные

Рассматривают слайд со знаками препинания.

4.

Открытие нового знания.

Графический диктант.

Я читаю стихотворение С. Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении:

 

С. Маршак 

Знаки препинания (отрывок)

У последней ТОЧКИ
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
– Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ,
Прикатило МНОГОТОЧИЕ,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
– Мы – особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ:
– Если нет над вами точки
Запятая-знак пустой!

Обучающиеся слушают стихотворение С. Маршака, выписывают знаки препинания, о которых идет речь в стихотворении.

– Сколько вы записали знаков препинания?

– А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.

7 знаков препинания.

«…»    -       (    )

СЛАЙД 7 – работа с текстом

Запишите текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов.

Писатель И.С.Соколов – Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов² о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной.

Обучающиеся списывают текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов.
  Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют.

СЛАЙД 8 – работа со связным текстом.

Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил… с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь.

Обратите внимание на знаки препинания.

Сколько предложений в тексте?

Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено?

Какие еще знаки конца предложения вы знаете?

Читают тест, отвечают на вопросы.
Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.

Списывают текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.

Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют.

5.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?

Что изучает пунктуация?

Каждый обучающийся получает лист отзыва об уроке, в котором он должен ответить на вопрос, выбирая вариант ответа.

Обучающиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы.

Что мне понравилось на уроке? Нужное обведите в кружок и объясните свой выбор:

  1. Все.
  2. Ничего.
  3. Игра «Хлопок».
  4. Составлять предложения из слов.
  5. Отвечать на вопросы.
  6. Работать с текстом.
  7. Узнавать новое по русскому языку.
Отвечают на вопрос в листе отзыва, объясняя свой выбор.

6.

Домашнее задание.

Написать мини сочинение о разделах науки о языке  «Синтаксис» и «Пунктуация».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.