Цели для учителя:
- Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
- Развить у обучающихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе фронтально.
- Воспитать в обучающихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы.
Цели для обучающихся:
- «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
- Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
- Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).
Тип урока: открытие новых знаний.
Метод: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог).
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. |
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) |
Девиз урока:
«Учись, смекай, активным будь! |
Включаются в учебную деятельность. |
Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи): «Топали да топали, – Вы начать урок готовы? – Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! |
Коллективно читают девиз урока и проговаривают скороговорку. | ||
– А поможет в этом нам хорошее настроение! | Обучающиеся получают эмоциональный настрой. | ||
2. |
Актуализация знаний (мотивация к деятельности) |
На прошлом уроке мы с вами изучили орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». |
Включились в учебную деятельность. |
И сейчас мы проверим, как вы уяснили этот материал. Я предлагаю проверить с помощью игры «Хлопок». Я называю слово, если в этом слове после шипящих на конце имен существительных пишется Ь, то вы в ладоши хлопаете два раза; если после шипящих на конце имен существительных не пишется Ь, то в ладоши вы хлопаете три раза. Слова для игры «Хлопок»: Ложь Клич |
Играют в игру «Хлопок». | ||
Итак, кто подведет итог и расскажет правило «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»? | Подводят итог, рассказывают правило «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». (На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква Ь, в мужском роде – буква Ь не пишется). |
||
Рассмотрите на доске таблицу «Личные окончания глаголов»:
|
Рассматривают таблицу «Личные окончания глаголов». | ||
В каком столбике находятся личные окончания глаголов I спряжения, а в каком – II спряжения? | В левом столбике находятся личные окончания глаголов I спряжения, а в правом столбике – II спряжения. | ||
Ваша задача проспрягать глаголы и определить спряжение: 1 вариант – глагол «ВЕЗТИ» 2 вариант – глагол «СМОТРИТ» |
По вариантам спрягают глаголы. Один из обучающихся спрягает глагол «ВЕЗТИ»: ВЕЗУ
Глагол «ВЕЗТИ» – глагол I спряжения. Второй обучающийся спрягает – глагол «СМОТРИТ»:
Глагол «СМОТРИТ» – глагол II спряжения. |
||
3. |
Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия) |
СЛАЙД 2. (Приложение 1) Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать: С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ. |
Рассматривают на слайде слова и читают их один из обучающихся читает их вслух. |
Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова? | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи: 1 группа – ГЛАГОЛЫ: учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; 2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: жизнь, увлечение 3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: ты, она 4 группа – ПРЕДЛОГИ: с, для. 5 группа – СОЮЗЫ: если, и 6 группа – НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело 7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: интересный, полезный 8 группа – ЧАСТИЦЫ: же Другой обучающийся разделил эти слова на две группы: 1 группа – служебные части речи: Если, же, и , с 2 группа – самостоятельные части речи: Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный. |
||
Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось: СЛАЙД 3 Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной. |
Третий обучающийся начал составлять предложения из данных слов. | ||
Что-то затрудняет чтение текста? Чего же в нем недостает? |
Не хватает знаков препинания. | ||
СЛАЙД 4 Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,– жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной! |
Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания. | ||
Что же помогло связать слова в предложении? Итак, как же составляется предложение? Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис» Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация». |
Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация. | ||
СЛАЙД 5 – знакомство с понятием «Синтаксис» и «Пунктуация». | Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение: Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и их строения. Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»). Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки. |
||
Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация. | |||
Какие знаки препинания вы знаете? | Перечисляют знаки препинания, которые они знают. | ||
СЛАЙД 6 – ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ . – точка |
Рассматривают слайд со знаками препинания. | ||
4. |
Открытие нового знания. |
Графический диктант. Я читаю стихотворение С. Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении: |
|
С. Маршак Знаки препинания (отрывок) У последней ТОЧКИ |
Обучающиеся слушают стихотворение С. Маршака, выписывают знаки препинания, о которых идет речь в стихотворении. | ||
– Сколько вы записали знаков препинания? – А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их. |
7 знаков препинания. «…» - ( ) |
||
СЛАЙД 7 – работа с текстом Запишите текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов. Писатель И.С.Соколов – Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов² о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной. |
Обучающиеся списывают текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов. | ||
Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют. | |||
СЛАЙД 8 – работа со связным текстом. Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил… с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь. Обратите внимание на знаки препинания. Сколько предложений в тексте? Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено? Какие еще знаки конца предложения вы знаете? |
Читают тест, отвечают на вопросы. | ||
Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы. | Списывают текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы. Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют. |
||
5. |
Рефлексия. |
Что нового вы узнали на уроке? Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение? Что изучает пунктуация? Каждый обучающийся получает лист отзыва об уроке, в котором он должен ответить на вопрос, выбирая вариант ответа. |
Обучающиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы. |
Что мне понравилось на уроке? Нужное обведите в кружок и объясните свой выбор:
|
Отвечают на вопрос в листе отзыва, объясняя свой выбор. | ||
6. |
Домашнее задание. |
Написать мини сочинение о разделах науки о языке «Синтаксис» и «Пунктуация». |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |