Гласные в приставках пре- и при-. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели.

1. В результате выполнения учебных элементов учащиеся должны:

Уровень 1 – знать о правописании приставок при-, пре-; уметь их правильно писать; находить данную орфограмму в словах с приставками при-, пре-.

Уровень 2 – обнаруживать данную орфограмму и обозначать написание приставок пре- и при- с помощью изученного орфографического правила.

Уровень 3 – уметь обобщать правило по правописанию при- и пре-; конструировать предложения; проявлять творческий интерес к теме урока; составлять развернутый план учебного сообщения на тему “Правописание при- и пре-” и применять его при подготовке выступления.

2. Формирование учебно-познавательных умений и навыков учащихся; совершенствование навыков логического анализа в процессе самоконтроля.

3. Воспитание культуры самосознания; формирование у учащихся интереса к предмету.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Повторение. Правописание гласных и согласных; фонетические написания; словообразование (приставка).

Ход урока

1. Мотивационно-ориентационный этап.

Цель: диагностировать уровень подготовки учащихся на начальном этапе работы; повторить материал, изученный на предыдущих уроках (темы: “Словообразование”. “ Приставка”).

  • Проверка дифференцированного домашнего задания.
  • Небольшое тестирование (можно и индивидуально у доски, задания в парах).
  • Тема, цели и задачи (по каждому уровню).
Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3
К данным однокоренным словам подберите родственные слова без приставок.

Образец: посидеть, просидеть – сидеть.

Подписать, описать, отписать - …;

Выжечь, дожечь, обжечь, поджечь - …;

Забежать, вбежать, убежать - …;

Закрыть, открыть, приоткрыть - … .

Добавляя приставки, образуйте как можно больше слов, в том числе и с приставками при-, пре- и с приставкой с-.

Образец: делать – сделать, приделать.

…бить - …;

…рвать- …;

…глушить - …;

…крыть - … .

Придумайте слова к данным схемам. Составьте с полученными словами предложения.

Информационный этап.

Цель: уметь объяснять правописание приставок при- и пре- с помощью данного в учебнике правила и таблицы. Страницы учебника 68-69.

1) Работа с учебником.

Уровень 1. Внимательно прочти материал учебника на страницах 68-69, выдели новую для себя информацию, изучи сначала первую часть правила, затем – вторую.

Уровень 2 (дополнительно к уровню 1). Составь на доске и в тетради первую схему со своими примерами – словами с приставкой при-, а затем вторую схему – со словами с приставкой пре-.

Уровень 3. Составь алгоритм “Как правильно писать слова с приставками при- и пре-”.

2) Первичное закрепление. Словарный диктант из 10 слов.

Уровень 1. Учащиеся списывают слова с доски грамотно, без ошибок.

Уровень 2. Учащиеся списывают слова и пытаются объяснить графически написание приставок при- и пре- в данных словах с указанием значения приставки.

Уровень 3. Учащиеся конструируют предложения с данными словами.

Словарный диктант

Преувеличивать, прикрепить, придорожный, презрение, прервать, привязать, приоткрыть, приготовить, превосходный, преградить.

1) Повторение теории (на трех уровнях).

2) Рефлексия (после каждого этапа): “Что было непонятным при изучении данного орфографического правила?” (использовать флажки: зеленый – все понятно; желтый – не очень понятно; красный – непонятно).

2. Операционно-познавательный этап.

Цель: отработка навыка правописания приставок при- и пре-, а также систематизация полученных учащимися знаний о правописании данных приставок.

1) Работа в парах (или группах).

Уровни 1 и 2 - упражнение 154, страница 69.

Уровни 2 и 3 - упражнение 155, страница 69-70.

Проверка учителем работы учащихся в парах – выборочно и с помощью учеников-консультантов.

1) Индивидуальная работа.

Уровень 1 - упражнение 158.

Уровень 2 - упражнение 156.

Уровень 3 - упражнение 157.

3. Коррекция. Проверка по одной работе из каждого уровня, в основном уровней 2 и 3.

4. Рефлексия.

- Что было непонятным при изучении темы или при выполнении упражнений 154-158?

- Чему вы научились?

- Как пишутся слова с приставками при- и пре-?

5. Контрольный этап.

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по данной теме.

Уровень 1. Повторение правила и таблицы на странице 68-69.

Уровень 2. Озвучивание правила и примеров.

Уровень 3. Повторение алгоритма “Как правильно писать слова с приставками при- и пре-”.

6. Контрольный тест (выполняется на отдельных листах).

Цель: проверить полученные на уроке знания.

Оценивается:

1-2 задания 3
2-3 задания 4
4-5 заданий 5

Контрольный тест

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в словах и продолжите ряд слов (2-3 слова).

Пр…бить, пр…шить, …

Пр…школьный, пр…брежный, …

Пр…красный, пр…добрый, …

Пр…открыть, пр…сесть, …

Задание 2. Сформулируйте правила правописания приставок пре-, при- или запишите схему, или составьте алгоритм (по выбору).

Задание 3. Распределите слова в группы по значению.

Пр…вязать, пр…лечь, пр…бежать, пр…плыть, пр…винтить, пр…школьный, пр…морский, пр…забавный, пр…землиться, пр…глупый, пр…делать, пр…лететь.

Задание 4. Найдите четвертое “лишнее”:

Пр…вязать, пр…винтить, пр…глушить, пр…крепить;

Пр…брежный, пр…забавный, пр…красный, пр…злой.

Задание 5. Исправьте ошибки в словах; со словами составьте предложения.

Пребежать, принеприятный, презадуматься, прикратить.

7. Рефлексия.

- Что вы почувствовали в конце урока?

- Умеете ли вы правильно писать слова с приставками при- и пре-?

- Если вам понятно все, то нарисуйте на контрольном листе солнышко, если понятно не очень – солнышко с тучкой, если ничего на понятно – тучу, которая заслонила солнышко.

8. Дифференцированное домашнее задание.

Уровень 1. Придумайте 15-20 слов с приставками при- и пре-.

Уровень 2. Выпишите из любого художественного текста слова с приставками при- и пре- (15-20 слов).

Уровень 3. Сочините сказку или напишите рассказ из 5-6 предложений так, чтобы в них встречались слова с приставками при- и пре-.