Цели.
1. В результате выполнения учебных элементов учащиеся должны:
Уровень 1 – знать о правописании приставок при-, пре-; уметь их правильно писать; находить данную орфограмму в словах с приставками при-, пре-.
Уровень 2 – обнаруживать данную орфограмму и обозначать написание приставок пре- и при- с помощью изученного орфографического правила.
Уровень 3 – уметь обобщать правило по правописанию при- и пре-; конструировать предложения; проявлять творческий интерес к теме урока; составлять развернутый план учебного сообщения на тему “Правописание при- и пре-” и применять его при подготовке выступления.
2. Формирование учебно-познавательных умений и навыков учащихся; совершенствование навыков логического анализа в процессе самоконтроля.
3. Воспитание культуры самосознания; формирование у учащихся интереса к предмету.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.
Повторение. Правописание гласных и согласных; фонетические написания; словообразование (приставка).
Ход урока
1. Мотивационно-ориентационный этап.
Цель: диагностировать уровень подготовки учащихся на начальном этапе работы; повторить материал, изученный на предыдущих уроках (темы: “Словообразование”. “ Приставка”).
- Проверка дифференцированного домашнего задания.
- Небольшое тестирование (можно и индивидуально у доски, задания в парах).
- Тема, цели и задачи (по каждому уровню).
Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
К данным однокоренным словам
подберите родственные слова без приставок. Образец: посидеть, просидеть – сидеть. Подписать, описать, отписать - …; Выжечь, дожечь, обжечь, поджечь - …; Забежать, вбежать, убежать - …; Закрыть, открыть, приоткрыть - … . |
Добавляя приставки, образуйте
как можно больше слов, в том числе и с приставками
при-, пре- и с приставкой с-. Образец: делать – сделать, приделать. …бить - …; …рвать- …; …глушить - …; …крыть - … . |
Придумайте слова к данным схемам. Составьте с полученными словами предложения. |
Информационный этап.
Цель: уметь объяснять правописание приставок при- и пре- с помощью данного в учебнике правила и таблицы. Страницы учебника 68-69.
1) Работа с учебником.
Уровень 1. Внимательно прочти материал учебника на страницах 68-69, выдели новую для себя информацию, изучи сначала первую часть правила, затем – вторую.
Уровень 2 (дополнительно к уровню 1). Составь на доске и в тетради первую схему со своими примерами – словами с приставкой при-, а затем вторую схему – со словами с приставкой пре-.
Уровень 3. Составь алгоритм “Как правильно писать слова с приставками при- и пре-”.
2) Первичное закрепление. Словарный диктант из 10 слов.
Уровень 1. Учащиеся списывают слова с доски грамотно, без ошибок.
Уровень 2. Учащиеся списывают слова и пытаются объяснить графически написание приставок при- и пре- в данных словах с указанием значения приставки.
Уровень 3. Учащиеся конструируют предложения с данными словами.
Словарный диктант
Преувеличивать, прикрепить, придорожный, презрение, прервать, привязать, приоткрыть, приготовить, превосходный, преградить.
1) Повторение теории (на трех уровнях).
2) Рефлексия (после каждого этапа): “Что было непонятным при изучении данного орфографического правила?” (использовать флажки: зеленый – все понятно; желтый – не очень понятно; красный – непонятно).
2. Операционно-познавательный этап.
Цель: отработка навыка правописания приставок при- и пре-, а также систематизация полученных учащимися знаний о правописании данных приставок.
1) Работа в парах (или группах).
Уровни 1 и 2 - упражнение 154, страница 69.
Уровни 2 и 3 - упражнение 155, страница 69-70.
Проверка учителем работы учащихся в парах – выборочно и с помощью учеников-консультантов.
1) Индивидуальная работа.
Уровень 1 - упражнение 158.
Уровень 2 - упражнение 156.
Уровень 3 - упражнение 157.
3. Коррекция. Проверка по одной работе из каждого уровня, в основном уровней 2 и 3.
4. Рефлексия.
- Что было непонятным при изучении темы или при выполнении упражнений 154-158?
- Чему вы научились?
- Как пишутся слова с приставками при- и пре-?
5. Контрольный этап.
Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по данной теме.
Уровень 1. Повторение правила и таблицы на странице 68-69.
Уровень 2. Озвучивание правила и примеров.
Уровень 3. Повторение алгоритма “Как правильно писать слова с приставками при- и пре-”.
6. Контрольный тест (выполняется на отдельных листах).
Цель: проверить полученные на уроке знания.
Оценивается:
1-2 задания | 3 |
2-3 задания | 4 |
4-5 заданий | 5 |
Контрольный тест
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы в словах и продолжите ряд слов (2-3 слова).
Пр…бить, пр…шить, …
Пр…школьный, пр…брежный, …
Пр…красный, пр…добрый, …
Пр…открыть, пр…сесть, …
Задание 2. Сформулируйте правила правописания приставок пре-, при- или запишите схему, или составьте алгоритм (по выбору).
Задание 3. Распределите слова в группы по значению.
Пр…вязать, пр…лечь, пр…бежать, пр…плыть, пр…винтить, пр…школьный, пр…морский, пр…забавный, пр…землиться, пр…глупый, пр…делать, пр…лететь.
Задание 4. Найдите четвертое “лишнее”:
Пр…вязать, пр…винтить, пр…глушить, пр…крепить;
Пр…брежный, пр…забавный, пр…красный, пр…злой.
Задание 5. Исправьте ошибки в словах; со словами составьте предложения.
Пребежать, принеприятный, презадуматься, прикратить.
7. Рефлексия.
- Что вы почувствовали в конце урока?
- Умеете ли вы правильно писать слова с приставками при- и пре-?
- Если вам понятно все, то нарисуйте на контрольном листе солнышко, если понятно не очень – солнышко с тучкой, если ничего на понятно – тучу, которая заслонила солнышко.
8. Дифференцированное домашнее задание.
Уровень 1. Придумайте 15-20 слов с приставками при- и пре-.
Уровень 2. Выпишите из любого художественного текста слова с приставками при- и пре- (15-20 слов).
Уровень 3. Сочините сказку или напишите рассказ из 5-6 предложений так, чтобы в них встречались слова с приставками при- и пре-.