Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
- Повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о роде имён существительных; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных; научиться правильно определять род существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания; повторить орфограмму "Мягкий знак после шипящего на конце существительного"; проверить умение определять род существительных с мягким знаком на конце.
- Воспитывать интерес к урокам русского языка, языковое чутьё, усидчивость.
- Способствовать развитию у учащихся речи, логики мышления, творческих способностей, памяти, внимания.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, доска, карточки, тесты, учебники, тетради.
Типы электронных ресурсов:
- Презентация (Приложение 1)
- Виртуальные уроки (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
- ЦОРы: интерактивные таблицы и задания (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
- Тестовые интерактивные задания, созданные в программе «HotPotatoes»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разминка. Проверка домашнего задания.
Слово учителя:
– Ребята, начнём наш урок с интеллектуальной разминки и проверки домашнего задания.
– О каких существительных мы с вами говорили на прошлом уроке?
Задания (выполняются параллельно):
1) Написать на доске 3 собственных и 3 нарицательных существительных и дать определение этим существительным (1 чел.)
2) Проверка дом. задания: напишите на доске свою фамилию и объясните её происхождение (2 чел.)
3) Задание для всех: продолжите одно из предложений, данных на слайде, запишите в тетради, составьте схему.
Слайд №2 (См. Приложение 1)
Проверка заданий.
– Определите род имени существительного «туристы». Как вы это сделали? Оказывается, это сделать непросто!
III. Слово учителя о теме и целях урока.
– Запишите в тетрадях тему урока: «Род имён существительных».
Наши цели:
- Повторить известный материал о роде существительных.
- Выявить основные способы определения рода существительных.
- Научиться правильно определять род существительных.
Слайды №3, 4
IV. Виртуальный урок. Часть 1.
– Давайте посмотрим, какие проблемы встают при определении рода существительных, и помогут нам виртуальные ученики. (См. Приложение 2)
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Вопросы после просмотра:
– Как же определить род существительных?
– Что нам поможет?
Вывод: грамматический показатель рода – окончание.
V. Работа с интерактивной таблицей. ЦОР (Слайд №6).
– Рассмотрим таблицу.
– Существительные с какими окончаниями относятся к мужскому, женскому, среднему роду? Назовите исключения. С нижней частью таблицы мы познакомимся позже.
– Запишите окончания существительных мужского, среднего и женского рода в тетрадь (учитель пишет на доске, ученики в тетради). (См. Приложение 3)
Рисунок 3.
VI. Интерактивное задание. ЦОР (Слайд №7).
– Определите род имён существительных, распределите слова под лучики. Один ученик работает у компьютера, а остальные записывают слова в тетради в 3 столбика, выделяя окончания. (См. Приложение 4)
Рисунок 4.
VII. Словарный диктант (на доске и в тетрадях).
Задание: запишите слова под диктовку, определите род имен существительных.
Бандероль, вестибюль, рояль, шампунь, бюллетень и др.
Устно желающие ученики помогают объяснить лексическое значение слов и определить род, все записывают слова в тетрадь.
VIII. Физкультминутка. (Слайд №8)
Рисунок 5.
IX. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes». (См. Приложение 5)
– Я приготовила для вас ещё 3 трудных слова, определите их род. Определите их лексическое значение. Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетради (тюль, вуаль, мозоль).
– Определить род слова «мозоль» вам поможет стихотворение:
На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
– К директору пойду!
Пусть завтра же отменят
Уроки по труду.
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.
– Какие слова подсказали род?
Рисунок 6.
X. Работа над упражнением из учебника (упр. 501).
– Мы умеем определять род трудных существительных, давайте проверим, как мы умеем использовать их в речи. (Выполнение задания упражнения на доске по цепочке – по одному – и в тетрадях).
– С какой трудностью столкнулись при написании слова «молодёжь»?
– Давайте посмотрим виртуальный урок о том, когда нужно и не нужно ставить Ь на конце существительных.
XI. Виртуальный урок. 3 часть. (Мягкий знак после шипящих на конце существительных).
(См. Приложение 6)
Вопросы во время просмотра:
– Как звучит правило?
– Что означает и как пишется слово «туш_»?
Рисунок 7.
Рисунок 8.
XII. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes». (См. Приложение 7)
– Дополним правило, выполнив задание:
Найдите соответствие рода (один ученик у компьютера, все остальные записывают в тетради в 2 столбика – м.р. и ж.р.).
Рисунок 9.
Вопросы после задания:
– Всегда ли на конце существительных ж. р. пишется мягкий знак?
Вывод: Только в сущ. 3 склонения, ед. числа.
XIII. Опрос.
– Расскажите, когда на конце существительных после шипящих пишется и не пишется Ь.
XIV. Самостоятельная работа. Проверка в парах. (Слайд №10).
– Давайте теперь проверим ваши знания и умение определять род существительных.
Задание: Расселите существительные по домикам, запишите в тетради в 3 столбика – м.р., ср.р., ж. р.
Рисунок 10.
Взаимопроверка:
– Обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте, отмечая карандашом правильные и неправильные ответы, поставьте оценку.
– У кого пятёрки, поднимите руку.
XV. Подготовка к домашнему заданию. Работа с фотографией. (Слайд №10).
Задание: Запишите 5-6 существительных, м., ж., и ср. рода, называющие предметы, изображённые на фотографии.
XVI. Подведение итогов.
– А теперь давайте подведём итоги.
Это мы должны были сделать. Слайды №12, 13.
– А что смогли сделать? (Учащиеся называют, учитель открывает в презентации).
– Продолжите мысль:
- Род – это…
- Определить род имени существительного можно…
- После шипящих на конце существительных Ь пишется…
- Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?
XVII. Рефлексия. (Слайд №14).
– Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:
- урок полезный, понравился;
- урок скучный.
XVIII. Дифференцированное домашнее задание. (Слайды №15).
Для всех:
– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.
Для желающих на «5» (дополнительно):
– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.
XIX. Оценки за урок.