Цель:
- систематизировать знания по теме “Односоставные предложения”;
- формировать умение находить односоставные предложения и определять их тип;
- развивать творческих способностей обучающихся;
- побуждать учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
- развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему.
- сформировать у учащихся представление о понятиях: логика, логическое высказывание, логическая переменная. Познакомить с логическими связками.
- научить учащихся образовывать с помощью логических связок составные логические высказывания и определять их значение (истина, ложь).
- развивать познавательный интерес.
Оборудование: компьютер, проектор, тематическая презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Целеполагание.
Слайд 3. Учитель информатики предлагает прочесть вопросы к сегодняшнему уроку и оценить что известно, что неизвестно и самостоятельно поставить цели урока.
- Что изучает наука “логика”? Какие виды логики существуют?
- Что такое высказывание? Какие они бывают?
- Что такое логическая функция и логическая переменная?
- Виды логических связок.
- Какие виды односоставных предложений вы знаете?
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- В каких сложных предложения запятая перед союзом и не ставится?
3. Словарная работа
Сегодня мы познакомимся с новым словом и его однокоренными словами.
Учебная задача: при помощи словарей (электронных) выяснить лексическое значение слова “логика”, записать однокоренные слова. Выполнить лексический анализ.
Учащиеся самостоятельно при помощи словарей проводят мини-исследование.
Учащиеся работают с электронным ресурсом “Словари школьника”
Слайд 4. Учитель информатики дает определение логики как науки. Задает вопрос: Что общего с определениями, которые вы прочитали в словаре?
Запись определения в тетради по информатике
4. Входной контроль
Слайд 5 Входной контроль
Учебная задача: тестирование, запишите ответы при помощи цифр:
1- правильно.
0- неправильно.
Это произошло в пути. Односоставное предложение. | 0 |
Верно ли, что число 1011001 может быть записано в двоичной системе? | 1 |
Идём дальше. Безличное предложение. | 0 |
Верно ли, что мы в быту используем шестидесятеричную СС Древних шумеров | 1 |
Готовь сани летом, а телегу зимой. Определённо-личное предложение. | 1 |
Верно ли, что Римская СС позиционная? | 0 |
Изба лесничего. Назывное предложение. | 1 |
Верно ли, что в компьютерах используется пятеричная СС | 0 |
Бланк ответа:
1 2 3 4 5 6 7 8
Проверка в парах по предложенному ключу. Слайд 6.
5. Изучение основных понятий логики
Учитель информатики: Среди задач, для решения которых привлекают ЭВМ, немало логических задач. Знание логических операций помогает усвоить условные выражения и операторы любого языка программирования.
Из темы предыдущего урока мы с вами знаем, что в основе работы компьютера лежит двоичная система счисления. Как она соприкасается с логикой? Рассмотрев тему “Основы логики. Логические операции” вы узнаете, как связана двоичная система с логическим переменными и какие логические элементы лежат в основе работы компьютера.
В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии.
Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения.
Слайды 7-9. Учащиеся записывают в тетрадь определения
Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их друг от друга.
Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.
Высказывание – формулировка своего понимания окружающего мира (форма мышления в виде суждения об окружающем мире), которое может быть истинным или ложным.
Учитель русского языка: Какие виды сложных предложений представляют из себя правила о понятии, умозаключении и высказывании.
Слайд 10. Различают несколько видов логики:
- Формальная логика – связана с анализом обычных рассуждений, выраженных разговорным языком;
- Вероятностная логика – основана на применении серий испытаний со случайным параметром;
- Математическая логика – изучает рассуждения, связанные со строго определенным объектом.
Слайд 11. Подготовленный учащийся рассказывает об основателе алгебры логики английском математике Дж.Буле. В основе булевой алгебры использовались так же 1и О. Результат выполнения операции можно было представить как истину (1) или ложь (0) некоторого высказывания. В последствии, его научные обоснования легли в основу создания логических элементов компьютера.
Слайд 12. Мы познакомились с понятием “высказывание”, которое основным понятием алгебры логики.
Задание: Определите являются ли данные предложения высказываниями (групповая работа), докажите. Учащиеся в группах определяют высказывания, группы выступают, далее демонстрируется правильный ответ.
Слайд 13-16.Виды высказываний. Изучите информацию на слайдах, запишите определения в тетрадь, обсудите их в парах.
6. Физминутка
Учащиеся выполняют упражнения для снятия мышечного напряжения
7. Проверка усвоения нового материала
Учащиеся выполняют задание, позволяющее проверить усвоение нового материала. (материал распечатан на карточках)
Учебная задача (рус.язык): определите истинность или ложность логических высказываний. Укажите вид односоставных предложений.
Торопливым людям (не)хватает мудрости.
Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.
Идёшь по тихому зимнему лесу и не налюбуешься.
В избе жарко натопили.
Учебная задача (информатика): определите является ли данное предложение высказыванием и значение (истинность или ложность).
Назовите устройство обработки информации. (-)
Сканер – устройство ввода информации. (+,+)
Компьютер был изобретен в середине XIXв. (+,-)
Сколько байт в одном килобайте? (-)
8. Творческая работа
Используя союзы (в логике - логические связки), составьте и запишите три составных высказывания. Укажите вид простых предложений в составе сложного.
1) Дохнул холодом на лес январь.
2) Уткнулись в сугробы и спят елочки.
3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки.
4) Не страшен им мороз.
5 ) А вот большим деревьям от него плохо.
6) Трещат они, стонут на весь лес.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- В тетради используя смайлики покажите ваше настроение в конце урока.
Информация о домашнем задании
- Русский язык:
- Выписать и разобрать 3 разных по структуре предложения.
- Информатика: из двух любых простых высказываний составить и записать составные высказывания, используя различные логические связки и определить их истинность.
Дополнительные ресурсы по теме:
- http://www.smekalka.pp.ru/math/answer_math_logic_46.html - логические задачи и головоломки.
- http://veselajashkola.ru/ - “Веселая школа”
- http://www.domzadanie.ru/ - “Домашнее задание”
- http://logika.vobrazovanie.ru/ - учимся решать логические задачи
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0_%D0%BB%D0%BE%
D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B8 - алгебра логики