Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.
А. П. Сумароков
Цель: актуализировать знания об орфографической ошибке, приобрести способность находить и исправлять орфографические ошибки.
Задачи:
- Способность ставить учебную задачу.
- Организовать коммуникацию при решении учебной задачи;
- Выяснить причины и последствия ошибок;
- Способность создавать сочинение-миниатюру, использовать разные типы текста (описание, повествование, рассуждение).
Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Вероника Вольдемаровна. Сегодня у нас урок русского языка. Вы, конечно, знаете, что в современном мире очень важно знать язык. Вы пишете друг другу записки, смс и общаетесь в чатах. Порой не задумываетесь, как и что написали, есть какие-то ошибки в словах или нет. Мы посмотрим эпизод из мультфильма, а вы подумайте, какая тема сегодня на уроке. Попробуйте ее сформулировать, а начало я вам подскажу.
Фрагмент мультфильма: “В стране невыученных уроков” 2 мин. 22 сек. (13.49–15.07, 15.44–16.08).
1. Учитель: Кто может сформулировать тему? Итак, предлагаю начало: Ваши старые знакомые …
Ваши версии?
Ученики: Ошибки.
Учитель: Какие ошибки?
Могут молчать.
Учитель: Ваши старые знакомые – орфографические ошибки.
Учитель: Какая у нас сегодня учебная задача? Что необходимо сделать, чтобы раскрыть тему?
Ученики: Надо хорошо учиться…
Учитель: Конечно, правильно, но вы уже знаете, что бывают разные типы ошибок: речевые, которые определяются в контексте (например, неоправданный повтор слов в сочинении), грамматические ошибки в структуре слов ,например, едь, вместо поезжай, орфоэпические в постановке ударения (красИвее)? Какие ошибки на занятии будут интересовать нас? Что необходимо научиться делать с орфографическими ошибками?
Учебная задача: Научиться находить и исправлять орфографические ошибки.
Учитель: Зачем нам находить и исправлять орфографические ошибки?
Ученики: Быть грамотными, хорошо учиться по русскому языку.
Учитель: Обратите внимание на эпиграф урока. В 18 веке написаны эти слова, но актуальность не потеряли. Как вы понимаете эпиграф?
Ученики: Не всем нужно быть поэтами, но грамотными необходимо быть всем.
Учитель: Обратите внимание на устаревшее слово потребно. В “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимира Даля, над которым он в одиночку трудился всю свою жизнь. Потребный, надобный, нужный, необходимый; должный или полезный, добрый, благой. Вдумайтесь сколько смысла в этом слове.
2. Учитель: А что будет, если писать с орфографическими ошибками? Просто так: написал, как слышишь.
Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, Кролик. Сова и другие. Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку:
Ушол Щасвирнус занит К. Р.
Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтобы разобраться вместе с ней в этой записке. Но Сова тоже была озадачена и встревожена. Ей почему-то показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина. В конце концов Сова подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какой это Щасвирнус: пятнистый или травоядный? Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин тем временем учился. “Он “обалдевает” знаниями”,– сообщил ослик Иа– Иа.
Учитель: Как будет выглядеть записка мальчика, овладевшего знаниями по орфографии?
Напишите. Проверьте.
Ушел. Сейчас вернусь. Занят. К. Р.
Учитель: Что за ошибки допустил мальчик, который написал такую странную записку?
Ученики: Это орфографические ошибки.
Учитель: Что такое орфографическая ошибка? Как вы или учитель ее определяете?
Ученики: Когда тетради проверяют, тогда и находят. Ошибка в слове.
Учитель: Из сказанного вами можно понять, что орфографическая ошибка-это неправильное написание слова, она может быть допущена только на письме в слабой позиции. Какова слабая позиция для гласных и согласных?
Ученики: Для гласных – в безударном положении, для согласных на конце слова или перед другими звонкими или глухими согласными.
Учитель: Для чего нужно уметь писать грамотно и не делать орфографических ошибок? К чему они могут привести?
Ученики: Если делать орфографические ошибки, то можно не понять слова и это может быть смешным.
Учитель: А сейчас я расскажу историю, когда орфографическая ошибка может привести к трагическим последствиям.
3. Учитель: Л. Успенский в своей книге “Слово о словах” повествует о такой истории:
“В дни Великой Отечественной войны стоял столб возле дороги, на столбе стрела и странная надпись: “Оптека”.
Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно “аптека”– дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это нам было нужно. Если же “оптика”– так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.
“И как только грамотный человек может такое написать?”– ворчал майор.
4. Попробуйте себя в роли редактора. Исправьте ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте. Запишите исправленный вариант. Определите какие это ошибки:
Сестра любит братца за всякую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу.
Ученики: Сестра любит браться за всякую работу. Ей сегодня не спится. Выходной переносится на пятницу.
Учитель: Как вы думаете, почему Лентяйкин допустил эти ошибки? Что он не знал? Какое правило забыл?
Ученики: Это орфографические ошибки. Лентяйкин забыл, что в глаголах слышится -ца, а пишется -тся или -ться, зависит от вопроса.
Учитель: Можем ли мы сказать, что нарушение орфографической нормы приведет к трагическим последствиям? Какой эффект достигается, когда читаем такие ошибки?
Ученики: Нет. Смешно.
Учитель: Да, орфографическая ошибка может привести как к трагическим последствиям, как со словом аптека, так и юмористическому эффекту. Мало кому приятно, когда высмеивают. Постараемся не быть Лентяйкиными. Какие орфографические ошибки допускаете вы?
Ученики: Безударная гласная в слове, корни с чередованием…
5. Учитель: Мы только что разобрали современные орфографические ошибки. Оказывается, есть ошибки, которые люди совершили давно, они прижились, и мы их воспринимаем как норму. Сейчас вы попробуете себя в роли “историков”, вам нужно в группе, используя знания, логику, смекалку, определить историю слова и тип ошибки, которую совершили люди в древнерусском языке. Задания для групп:
- Почему написание слова свидетель является исторической ошибкой?
- Как доказать, что правильным написанием должно было бы быть сваТьба, а не сваДьба?
- Можно ли назвать слово калач, судя по его написанию, “не помнящим родства”?
Подсказки:
- Что такое ведать?
- Подберите однокоренные слова к слову свадьба.
- Какой формы калач? Подберите слова, обозначающие эту форму.
Ответы:
1. В книге Ю. В. Откупщикова “К истокам слова” (М., 1986) рассказывается об истории русских слов, в том числе о слове свидетель: древнерусское слово свьдьтель было образовано от глагола вьдьти (“знать”) и означало человека, который что-то знает. В настоящее время мы связываем это слово с глаголом видеть, воспринимая в значении “очевидец”
2. В слове свадьба отразилось на письме озвончение согласного (т) перед звонким (д). Это исключение из правила, поскольку в родственных словах сват и сватать сохраняется буква т.
3. Можно. Калач – круглый пшеничный хлеб, а образовано это слово от забытого корня коло– “круг”. В написании отразилось аканье. Колобок, околица, околачиваться…
Учитель: Все эти ошибки орфографические для древнерусского языка. Со временем законы московского произношения, которое легло в основу литературного языка (аканье, иканье) и озвончение закрепились на письме в некоторых словах, и это стало нормой. Что мы делали, решая учебную задачу, поставленную в самом начале урока?
Ученики: Орфографические ошибки люди совершали всегда, они приводят к непониманию смысла слова. К правописанию нужно относиться серьезно. Мы тренировались находить и исправлять орфографические ошибки.
6. Домашнее задание.
Учитель: Сегодня на уроке вы были внимательными слушателями, способными вступать в диалог, редакторами, историками языка, а сейчас попробуйте быть художниками слова. Очень часто ребята грамотно пишут диктанты, но когда создают творческие работы, забывают об орфографических нормах, а как мы сегодня убедились, этого делать нельзя.
Посмотрите на картину Ильи Машкова “Снедь московская. Хлебы”.
Создайте текст, сочинение-миниатюру, то есть несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих законченную развернутую мысль. Обратите внимание на орфограммы. Помните о последствиях орфографической ошибки.
1-й ряд создает сочинение-описание. Ответьте себе на вопрос: “Какие перед вами калачи?” Опишите так, чтобы тот, кто не видел картину, смог представить ее.
2-й ряд создает рассказ или сказку о калаче, что с ним происходило в разных ситуациях.
3-й ряд создает рассуждение о пользе или вреде калача.
Литература:
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с. (78,79с.).
- Шкатова Л. А. Задачник по русскому языку: Учебное пособие для учащихся 5–9-х классов средних школ. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство,1996. – 128 с. (с. 30, 43, 45).
- Предметные недели в школе: Русский язык и литература, составитель Л. И. Косивцева. – Волгоград: “Учитель”, 2002. – 92 с. (с.6).