Урок-тренинг по теме: "Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти, внимания.
2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Показать детям значение хорошей памяти и внимания для человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки одинаковых размеров (дом, дерево, белка, телевизор, банка, лодка, солнце, яблоко, кукла, ручка), печатные таблицы с цифрами (по количеству детей).

ХОД ТРЕНИНГА:

  1. Вступительная беседа.
  2. -Послушайте стихотворение А.С. Пушкина “У лукоморья дуб зеленый”.

    (Читается учителем по памяти.)

    -Вы прослушали стихотворение. Как же я смогла его рассказать?
    -Что такое память? Зачем она нужна человеку?

    -Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.
    -Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? Давайте их проверим.

  3. Диагностика внимания и памяти.
  4. Методика 1.

    -Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

    4

    3

    2

    8

    2

    3

    6

    5

    9

    1

    7

    5

    7

    6

    6

    5

    9

    0

    8

    5

    3

    1

    0

    1

    3

    4

    0

    6

    5

    1

    7

    2

    4

    1

    0

    6

    2

    3

    7

    1

    6

    5

    4

    4

    3

    8

    8

    3

    1

    3

    8

    0

    0

    3

    2

    1

    5

    4

    9

    5

    0

    7

    6

    3

    2

    6

    3

    8

    2

    9

    6

    1

    7

    6

    9

    5

    8

    5

    9

    0

    7

    4

    1

    7

    5

    3

    9

    2

    3

    4

    6

    3

    0

    7

    6

    9

    1

    0

    9

    1

    -Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро.
    -Давайте поиграем в игру на внимание.

    Игра “Наоборот”

    Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете.

    (Учитель показывает различные движения, а дети выполняют их наоборот.)

    -А сейчас давайте проверим вашу память.

    Методика 2. Зрительная память.

    -Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках. (1 минута)
    -Кто повторит?

    (Дети называют те предметы, которые они запомнили. Учитель подводит итог.)

    Методика 3. Слуховая память.

    -Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно постараться их все запомнить: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.

    -Кто повторит то, что запомнил?

    (Учитель подводит итог.)

    -Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.
    -Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.

    -Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать то, что видите или слышите. Но сначала еще поиграем в игру на внимание.

    Игра “Поиск предмета”.

    - Запомните, пожалуйста, все, что видите впереди себя (доска, стол учителя), будьте очень внимательны. А сейчас все отвернитесь.

    (Учитель кладет на стол любой предмет.)

    Повернитесь. Что-то изменилось?

    (Игра проводится несколько раз.)

  5. Упражнения по развитию памяти.
  6. -Чтобы лучше запомнить все картинки и слова, надо составить рассказ с ними. Давайте попробуем.

    Пример:

    “Жила-была кукла в маленьком домике. Как-то раз кукла смотрела телевизор и увидела там белку, которая сидела на дереве и ела вкусное яблоко. Кукла решила поехать в гости к белке. Она взяла банку с вареньем, ручку в подарок белочке, села в лодку и поехала. Светило яркое солнце, и скоро кукла приехала в гости к белке.

    -А сейчас, кто попробует повторить все слова?
    -Как видите, составив рассказ, вы смогли запомнить все слова.
    -А теперь попробуйте составить рассказ по словам, которые я зачитывала вам на слух.

    (Дети все вместе составляют рассказ.)

    -Кто повторит?
    -Ну, как, понравилось так запоминать? Именно таким образом можно легко запоминать различные слова и зрительно, и на слух.

  7. Итог занятия.

-Чему мы сегодня научились? Мы продолжим с вами работу над памятью и вниманием на следующих занятиях.