Психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения старшеклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальной задачей, поставленной в настоящее время перед образованием, является формирование личности гражданина демократического правового общества. Гражданское образование, внедряемые в школьную практику курсы обществознания, безусловно, имеют непосредственное отношение к реализации этой задачи. Однако многочисленные исследования показывают, что гражданская активность, толерантность, способность к личностному и профессиональному самоопределению связана с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности.

Преподавание курсов психологии в школе дает возможность на соответствующих возрастных этапах становления способствовать развитию индивида как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в современных сложных условиях.

Известно, что старший школьный возраст сензитивен для формирования социально- личностной рефлексии, мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Основным новообразованием в старшем школьном возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Профессиональное самоопределение, выбор профессии и путей достижения этого начинает занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания, а учебная деятельность приобретает в результате нацеленность на будущее и обусловливается профессиональной ориентацией.

Для благополучного развития личности старшекласснику необходимо не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей, уметь планировать будущее, принимать жизненно важные решения.

С целью создания благоприятных условий для профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников нами была разработана программа “Взгляд в будущее” для учащихся 9-11 классов.

Характерной особенностью программы жизненного самоопределения “Взгляд в будущее” является нацеленность на личность старшеклассника с ее потребностями и интересами, индивидуально-психологическими и возрастными особенностями.

Программа “Взгляд в будущее” прошла успешную апробацию на базе средней школы № 20 города Старый Оскол, была представлена на областном конкурсе педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям” (г. Белгород) в 2003 году, где получила высокую оценку жюри.

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • Создание условий для расширения границ самовосприятия и самопознания.
  • Повышение уровня психологической компетентности учащихся.
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Формирование навыков социального взаимодействия.
  • Актуализация процесса профессионального самоопределения
    учащихся.
  • Формирование у старшеклассника образа желаемого будущего,
    ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности
    самой жизни; наполнение этого мира многообразием профессиональных
    деятельностей и “размещение” себя в этом профессиональном мире.
  • Построение индивидуальной образовательной и деятельностной
    траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.
  • Формирование психологической готовности к окончанию
    средней школы.

В структуру программы включены три основных блока, каждый из которых помогает школьникам ответить на вопросы, важные в развитии профессионального самоопределения.

В 9 классе реализуется блок “Какой Я?”. Его реализация позволяет решить ряд вопросов, связанных с выбором профессии. Процесс самопознания затрагивает интересы, способности, предпочтения в работе и устремления школьника. На занятиях учащиеся знакомятся с такими понятиями как “профессиональная пригодность”, “способности”, “познавательные процессы”. Большая роль отводится изучению собственных индивидуальных особенностей, а полученные знания используются в процессе профессионального выбора. На заключительном этапе работы организуется тренинг познавательных способностей “Учись учиться”.

Далее, в 10 классе реализуется блок “Я и другие”. Цель данного блока - сформировать у учащихся навыки межличностного взаимодействия для обеспечения успешной социальной адаптации выпускников в обществе.

Кроме того, продолжается развитие самопознания, изучаются те особенности эмоционально-волевой сферы, которые определяют поведение человека в обществе. С учетом выявленных особенностей корректируется профессиональный выбор. Блок “Я и другие” включает практические занятия в форме социально-психологического тренинга.

Таким образом, на протяжении первых двух лет обучения школьники уделяют внимание самому главному элементу в процессе выбора профессии, а именно – человеку, который в процессе самопознания определяет приоритеты и открывает перед собой возможности, обогащая свою жизнь.

Основные задачи программы реализуются в 11 классе в блоке “Я и мое будущее”. Это задачи, связанные с формированием у учащихся способностей планировать жизненные и профессиональные перспективы, способность принимать решения и принимать на себя ответственность за эти решения. Занятия способствуют развитию системы жизненных ценностей, осознанию своих индивидуальных потребностей и жизненных целей. Третий блок помогает выпускнику ответить на вопрос “К чему я стремлюсь и как я могу этого достичь?”

Все три блока являются взаимосвязанными частями одной программы. К некоторым понятиям учащиеся возвращаются в каждом блоке, но каждый раз на более сложном уровне, с учетом уже приобретенных знаний и навыков. В то же время каждый блок сохраняет содержательную самостоятельность.

Таблица 1. Тематическое планирование курса

Блок 1. “Какой Я?” (9 класс)

Таблица 1. Тематическое планирование курса

Таблица 2.Тематическое планирование курса.

Блок 2. “Я и другие” (10 класс)

Таблица 2.Тематическое планирование курса.

Таблица 3.Тематическое планирование курса.

Блок 3. “Я и другие” (11 класс)

Таблица 3.Тематическое планирование курса.

При организации и проведении занятий используются как традиционные формы и методы обучения: беседа, лекция, семинар, практикум, так и активные формы социально-психологического работы: групповая дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм.

В рамках реализации программы “Взгляд в будущее” проводятся следующие мероприятия:

  1. Динамические диагностические исследования степени психологической готовности выпускников к окончанию средней школы (наличие устойчивых
    представлений о будущей профессии, осознание выпускниками
    мотивов выбора профессиональной деятельности, наличие
    устойчивой системы жизненных ценностей).
  2. Цикл развивающих занятий со старшеклассниками по программе в
    соответствии с тематическим планом.
  3. Просветительская и консультативная деятельность с
    педагогами и родителями, направленная на повышение уровня
    психологической компетентности и координацию совместных
    действий по созданию условий для жизненного самоопределения
    выпускников и оказанию им необходимой психологической
    поддержки.

Результаты динамической диагностики, отражающие реальные изменения степени готовности учащихся к окончанию средней школы вследствие проведенной с учащимися работы позволяют сделать следующие выводы:

  • Более позитивным становится восприятие образа будущей жизни
    учащимися.
  • Происходят положительные изменения в самооценке учащихся.
  • Повышается коммуникативная компетентность.

В целом, можно сказать, что работа по данной программе позволяет создать необходимые условия для формирования психологической готовности старшеклассников к окончанию средней школы.

Работая по данной программе, психолог (или педагог) шаг за шагом помогает старшеклассникам сформировать образ своего будущего и принять обдуманное решение о способах его воплощения. Педагог играет важную роль в вовлечении старшеклассников в процесс самопознания и участия в программе.

Вашему вниманию представлено вводное занятие с учащимися, направленное на формирование у учащихся устойчивой мотивации к самопознанию и самоопределению.

Тема: “Взгляд в будущее”

Цель: формирование у учащихся мотивации участия в занятиях по данной программе.

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с задачами данного блока и формами работы.
  2. Актуализация проблемы проектирования жизненного пути.
  3. Развитие навыков самоанализа и самопознания.
  4. Создание доброжелательной атмосферы в группе.

Материал: бумага, письменные принадлежности.

Ход занятия

Введение в тему. Ведущий обращается к учащимся с приветствием, объявляет тему занятия, знакомит их с целью и задачами предстоящей работы.

Упражнение 1. Разминка

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы в группе.

Ведущий обращается к учащимся со словами: “Представьте себя выпусками школы, у которых позади выпускной вечер, а впереди - взрослая жизнь. С какими чувствами вы вступаете на новый жизненный этап?”

Учащиеся по кругу обмениваются мнениями. Ведущий обобщает информацию и подводит итог.

Упражнение 2. “Эпитафия”

Цель: актуализация проблемы проектирования жизненного пути человека.

Ведущий предлагает вниманию учащихся следующий рассказ: “Однажды русский путешественник попал на кавказское кладбище. И, проходя между надгробий, заметил, что на одном из них следующая надпись: “Здесь похоронен Магомед Магомадзе, родился в 1825 году, умер в 1880. Прожил 3 года”. На другом же прочитал: “Здесь похоронен Ахмед Ибрагим-Оглы. Родился в 1830, умер в 1855. Прожил 80 лет”. Как вы думаете, о чем хотели сказать люди, оставляя эти надписи?”

Учащиеся высказывают мнения.

Ведущий подводит итог: “Существует время жизни физическое и психологическое, которое зависит от того, насколько насыщенной и плодотворной была жизнь человека”.

Упражнение 3. “Круги времени”

Цель: развитие навыков самовосприятия и самопознания, осознание личностной значимости проблемы прошлого, настоящего и будущего.

Ведущий дает учащимся следующую инструкцию: “Представьте и изобразите на листе бумаги ваше прошлое, настоящее и будущее в виде кругов. Вы можете использовать разные цвета, варьировать размеры и их взаимное расположение”.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем рисунки обсуждаются.

Направления анализа: цветовая гамма рисунка, величина и взаимное расположение кругов.

Упражнение 4. “Цели и ценности личности”

Цель: развитие навыков самопознания, формирование мотивации дальнейшей работы по программе, актуализация проблемы планирования способов достижения жизненных целей.

1 этап

Ведущий организует с учащимися “мозговой штурм”. Вопрос для обсуждения: “При каких условиях жизнь человека будет насыщенной и плодотворной?”.

Все названные учащимися варианты ответов фиксируются на доске или бумаге. Ведущий обращает внимание учащихся на то, что у каждого человека существует собственная система ценностей, которая определяет жизнь человека.

2 этап

Ведущий предлагает учащимся для обсуждения следующий вопрос: “Какие пути достижения конкретных жизненных целей вы можете назвать?”.

Учащиеся высказывают мнения. Ведущий обращает их внимание на то, что от умения планировать способы достижения жизненных целей зависит, как сложится жизнь человека.

Рефлексия занятия

Подведение итогов занятия, получение обратной связи.