Социально-психологический проект системы лонгитюдного обогащения психолого-воспитательной работы по теме: "Воспитание безопасного стиля жизни у детей 7–12 лет"

Разделы: Школьная психологическая служба


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Повышение эффективности психолого-воспитательной работы с учащимися совместно с ГАИ по жизнесохраняющим факторам: поведение на дорогах, действия в нестандартных ситуациях и ситуации угрозы террористического акта, разрешение конфликтных ситуаций и развитие коммуникативных навыков.

ЗАДАЧИ

1. Выявление уровня информированности учащихся:

  • беседа с детьми и родителями;
  • анкетирование.

2. Лонгитюдное обогащение информации психологами и работниками ГАИ:

  • правила дорожного поведения;
  • правила поведения в экстренных ситуациях;
  • правила поведения при угрозе террористического акта;
  • воспитание этических норм поведения.

3. Развитие навыков:

  • управления конфликтом;
  • коммуникативных;
  • проектирования ситуации;
  • саморегуляции в стрессовых ситуациях;
  • критичного мышления;
  • общего кругозора (информированности);
  • обогащение социального репертуара поведения;
  • передача опыта от старшеклассников учащимся младших классов.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Совершенствование системы лонгитюдного обогащения информации.
  2. Организация летней практики в отряде “Юные инспекторы”.
  3. Обучение эффективным способам сохранения жизни.
  4. Помощь в социализации, самореализации.
  5. Приобретение знаний и навыков поведения в стрессовых ситуациях.
  6. Приобретение знаний и навыков поведения в ситуации угрозы террористического акта.
  7. Профилактика травматизма на дорогах и в быту.
  8. Первичная профилактика алкоголизма, курения и наркомании.

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ

  1. Учащиеся 1 – 6-х классов.
  2. Участники отряда “Юные инспектора”.

ФОРМЫ РАБОТЫ

1. Подготовительные:

  • сбор информации;
  • беседа с родителями и детьми;
  • заключение договора с ГАИ;
  • анкетирование.

2. Лонгитюдное обогащение информации:

  • правила дорожного движения;
  • правила поведения в экстренных ситуациях;
  • обучение эффективным способам сохранения жизни;
  • что нужно знать о стрессе, курении, алкоголизме и наркомании;
  • расширение репертуара социального поведения;
  • развитие коммуникативных навыков.

3. Профилактика:

  • снижение тревожности;
  • профилактика травматизма на дорогах и в быту;
  • организация лагерной смены;
  • работа отряда “Юные инспекторы”;
  • первичная профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма.

Методологическая основа проекта:

  1. личностно-ориентированная педагогика;
  2. гуманистические принципы помощи ребенку;

Новизна проекта состоит в том, что он:

  • состоит из 3 самостоятельных взаимно обогащающих блоков работы (смотрите диаграмму № 1);
  • представляет собой систему лонгитюдного обогащения информации;
  • представляет собой форму сотрудничества с ГАИ.

Принципы проекта:

  1. добровольное участие всех сторон;
  2. соблюдение прав детей;
  3. организация и проведение мероприятий в соответствии с нормативно-правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта;
  4. соблюдение профессиональной этики.

Критерии оценки эффективности работы в рамках проекта:

  • анкетирование;
  • опрос, беседа;
  • ежегодный контроль по гимназии статистики по случаям: дорожно-транспортных происшествий, алкоголизации, наркомании, табакокурения и других нестандартных ситуаций;
  • повышение уровня адаптации;
  • снижение уровня тревожности;
  • расширение репертуара социального поведения;
  • снижение количества получаемых травм на улице и в быту;
  • уменьшение количества правонарушений;
  • уменьшение количества конфликтных ситуаций;
  • развитие критичного мышления;
  • развитие самостоятельности суждений;
  • обогащение знаний по Правилам Дорожного Движения и Безопасному Образу Жизни.

Участники проекта:

  • учащиеся 1 – 6-х классов;
  • ГАИ;
  • психологический центр;
  • воспитательный отдел и социальный работник;
  • детский дом кино “Дружба”.

 Бенефициары.

Данный проект рекомендован педагогам, психологам, воспитателям для работы с детьми 7 – 12 лет. Проект охватывает: учащихся 1 – 6 классов, родителей, педагогов, психологов, воспитателей и социальных работников.

Данный проект пригоден для распространения во всех школах и гимназиях города, так как не требует специфических условий для реализации.

Механизм реализации проекта:

  • организация занятий с детьми;
  • организация культурно-массовых мероприятий;
  • план профилактики дорожно-транспортного травматизма (совместно с ГАИ);
  • организация работы отряда “Юные инспекторы”;
  • организация информационно-воспитательной работы в летнем лагере.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Формирование критичного мышления.
  2. Формирование самостоятельности мышления и умения прогнозировать ситуацию.
  3. Информирование учащихся, педагогов и родителей.
  4. Снижение травматизма на улице и в быту.
  5. Первичная профилактика курения, наркомании и алкоголизма.
  6. Снижение тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции.
  7. Умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях.
  8. Приобретение нового коммуникативного опыта.
  9. Индивидуальное консультирование.
  10. Обогащение социального репертуара поведения.
  11. Сохранение физического, психического здоровья детей.

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА осуществляется в рамках сотрудничества между воспитательным отделом, социальным педагогом и психологическим центром. Объединение деятельности в единую практику позволяет усилить и закрепить учащимся получаемую информацию. Лонгитюдное обогащение информации и знаний проходит во всех классах по единому плану с постепенным усложнением и обогащением содержания в соответствии с возрастом учащихся.

  • Работа школьного летнего лагеря: июнь, июль.
  • Работа отряда “Юные инспекторы”: июнь.
  • Лонгитюдное обогащение информацией и знаниями:
  • 1 – 3-и классы – сентябрь.
  • 2 – 4-е классы – ноябрь.
  • 4 – 6-е классы – февраль.
  • 1 – 6-е классы – июнь, июль.

Темы лонгитюдного обогащения информации и знаний:

1. Правила Дорожного Движения (ПДД):

  • российские ПДД (1 – 3-и классы);
  • правила для велосипедистов и пешеходов (1 – 5-е классы);
  • правила ПДД и поведения пешеходов в соседних с Удмуртией регионах (3-и классы);
  • правила ПДД и поведения пешеходов в других странах (5, 6-е классы).

2. Правила Безопасного Образа Жизни (БОЖ):

  • обращение с огнем (для всех);
  • обращение с электричеством (для всех);
  • опасные для жизни вещества, растения и продукты (в соответствии с возрастом);
  • что такое террористический акт и как поступать, если (для всех):
  • – нашел необычный предмет;
    – в школу подбросили неопознанный пакет, предмет;
    – рядом со школой, домом стоит необычная или бесхозная машина;
    – что делать, когда вокруг паника, а ты остался один.

  • ориентация на незнакомой местности или в лесу (для всех);
  • ситуации, которые могут угрожать жизни и безопасности (для всех):
  • – когда звонят в дверь;
    – когда пристают хулиганы;
    – необычные просьбы незнакомых людей;
    – поход в кино, театр и на дискотеку.

  • алгоритмы действия в нестандартных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью (для всех).

3. Первичная профилактика наркомании, алкоголизма и курения (4 – 6-е классы):

  • что такое табак и его влияние на организм человека;
  • что такое алкоголь и его влияние на организм человека;
  • что такое наркотики и их влияние на организм человека;
  • организации, призванные помогать в различных сложных ситуациях, их телефоны.

4. Коммуникативные навыки (в соответствии с возрастом):

  • стили общения;
  • общение в кругу друзей;
  • общение с незнакомыми людьми;
  • основы положительного разрешения конфликта;
  • планирование ситуации общения;
  • общение в ситуации просьбы и отказа;
  • умей сказать “Нет”;
  • умение аргументировано отстоять свою точку зрения и найти компромисс.

ДИАГРАММА № 1

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОНГИТЮДНОГО ОБОГАЩЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.