ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Повышение эффективности психолого-воспитательной работы с учащимися совместно с ГАИ по жизнесохраняющим факторам: поведение на дорогах, действия в нестандартных ситуациях и ситуации угрозы террористического акта, разрешение конфликтных ситуаций и развитие коммуникативных навыков.
ЗАДАЧИ
1. Выявление уровня информированности учащихся:
- беседа с детьми и родителями;
- анкетирование.
2. Лонгитюдное обогащение информации психологами и работниками ГАИ:
- правила дорожного поведения;
- правила поведения в экстренных ситуациях;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- воспитание этических норм поведения.
3. Развитие навыков:
- управления конфликтом;
- коммуникативных;
- проектирования ситуации;
- саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- критичного мышления;
- общего кругозора (информированности);
- обогащение социального репертуара поведения;
- передача опыта от старшеклассников учащимся младших классов.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- Совершенствование системы лонгитюдного обогащения информации.
- Организация летней практики в отряде “Юные инспекторы”.
- Обучение эффективным способам сохранения жизни.
- Помощь в социализации, самореализации.
- Приобретение знаний и навыков поведения в стрессовых ситуациях.
- Приобретение знаний и навыков поведения в ситуации угрозы террористического акта.
- Профилактика травматизма на дорогах и в быту.
- Первичная профилактика алкоголизма, курения и наркомании.
КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ
- Учащиеся 1 – 6-х классов.
- Участники отряда “Юные инспектора”.
ФОРМЫ РАБОТЫ
1. Подготовительные:
- сбор информации;
- беседа с родителями и детьми;
- заключение договора с ГАИ;
- анкетирование.
2. Лонгитюдное обогащение информации:
- правила дорожного движения;
- правила поведения в экстренных ситуациях;
- обучение эффективным способам сохранения жизни;
- что нужно знать о стрессе, курении, алкоголизме и наркомании;
- расширение репертуара социального поведения;
- развитие коммуникативных навыков.
3. Профилактика:
- снижение тревожности;
- профилактика травматизма на дорогах и в быту;
- организация лагерной смены;
- работа отряда “Юные инспекторы”;
- первичная профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма.
Методологическая основа проекта:
- личностно-ориентированная педагогика;
- гуманистические принципы помощи ребенку;
Новизна проекта состоит в том, что он:
- состоит из 3 самостоятельных взаимно обогащающих блоков работы (смотрите диаграмму № 1);
- представляет собой систему лонгитюдного обогащения информации;
- представляет собой форму сотрудничества с ГАИ.
Принципы проекта:
- добровольное участие всех сторон;
- соблюдение прав детей;
- организация и проведение мероприятий в соответствии с нормативно-правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта;
- соблюдение профессиональной этики.
Критерии оценки эффективности работы в рамках проекта:
- анкетирование;
- опрос, беседа;
- ежегодный контроль по гимназии статистики по случаям: дорожно-транспортных происшествий, алкоголизации, наркомании, табакокурения и других нестандартных ситуаций;
- повышение уровня адаптации;
- снижение уровня тревожности;
- расширение репертуара социального поведения;
- снижение количества получаемых травм на улице и в быту;
- уменьшение количества правонарушений;
- уменьшение количества конфликтных ситуаций;
- развитие критичного мышления;
- развитие самостоятельности суждений;
- обогащение знаний по Правилам Дорожного Движения и Безопасному Образу Жизни.
Участники проекта:
- учащиеся 1 – 6-х классов;
- ГАИ;
- психологический центр;
- воспитательный отдел и социальный работник;
- детский дом кино “Дружба”.
Бенефициары.
Данный проект рекомендован педагогам, психологам, воспитателям для работы с детьми 7 – 12 лет. Проект охватывает: учащихся 1 – 6 классов, родителей, педагогов, психологов, воспитателей и социальных работников.
Данный проект пригоден для распространения во всех школах и гимназиях города, так как не требует специфических условий для реализации.
Механизм реализации проекта:
- организация занятий с детьми;
- организация культурно-массовых мероприятий;
- план профилактики дорожно-транспортного травматизма (совместно с ГАИ);
- организация работы отряда “Юные инспекторы”;
- организация информационно-воспитательной работы в летнем лагере.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Формирование критичного мышления.
- Формирование самостоятельности мышления и умения прогнозировать ситуацию.
- Информирование учащихся, педагогов и родителей.
- Снижение травматизма на улице и в быту.
- Первичная профилактика курения, наркомании и алкоголизма.
- Снижение тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции.
- Умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях.
- Приобретение нового коммуникативного опыта.
- Индивидуальное консультирование.
- Обогащение социального репертуара поведения.
- Сохранение физического, психического здоровья детей.
ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА осуществляется в рамках сотрудничества между воспитательным отделом, социальным педагогом и психологическим центром. Объединение деятельности в единую практику позволяет усилить и закрепить учащимся получаемую информацию. Лонгитюдное обогащение информации и знаний проходит во всех классах по единому плану с постепенным усложнением и обогащением содержания в соответствии с возрастом учащихся.
- Работа школьного летнего лагеря: июнь, июль.
- Работа отряда “Юные инспекторы”: июнь.
- Лонгитюдное обогащение информацией и знаниями:
- 1 – 3-и классы – сентябрь.
- 2 – 4-е классы – ноябрь.
- 4 – 6-е классы – февраль.
- 1 – 6-е классы – июнь, июль.
Темы лонгитюдного обогащения информации и знаний:
1. Правила Дорожного Движения (ПДД):
- российские ПДД (1 – 3-и классы);
- правила для велосипедистов и пешеходов (1 – 5-е классы);
- правила ПДД и поведения пешеходов в соседних с Удмуртией регионах (3-и классы);
- правила ПДД и поведения пешеходов в других странах (5, 6-е классы).
2. Правила Безопасного Образа Жизни (БОЖ):
- обращение с огнем (для всех);
- обращение с электричеством (для всех);
- опасные для жизни вещества, растения и продукты (в соответствии с возрастом);
- что такое террористический акт и как поступать, если (для всех):
– нашел необычный предмет;
– в школу подбросили неопознанный пакет,
предмет;
– рядом со школой, домом стоит необычная или
бесхозная машина;
– что делать, когда вокруг паника, а ты остался
один.
- ориентация на незнакомой местности или в лесу (для всех);
- ситуации, которые могут угрожать жизни и безопасности (для всех):
– когда звонят в дверь;
– когда пристают хулиганы;
– необычные просьбы незнакомых людей;
– поход в кино, театр и на дискотеку.
- алгоритмы действия в нестандартных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью (для всех).
3. Первичная профилактика наркомании, алкоголизма и курения (4 – 6-е классы):
- что такое табак и его влияние на организм человека;
- что такое алкоголь и его влияние на организм человека;
- что такое наркотики и их влияние на организм человека;
- организации, призванные помогать в различных сложных ситуациях, их телефоны.
4. Коммуникативные навыки (в соответствии с возрастом):
- стили общения;
- общение в кругу друзей;
- общение с незнакомыми людьми;
- основы положительного разрешения конфликта;
- планирование ситуации общения;
- общение в ситуации просьбы и отказа;
- умей сказать “Нет”;
- умение аргументировано отстоять свою точку зрения и найти компромисс.
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОНГИТЮДНОГО ОБОГАЩЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.